Несмотря на доминирование Linux на серверах, пользовательский рейтинг Linux-десктопа по-прежнему невысок и вряд ли выходит за рамки 10%. Известный популяризатор СПО Мэтт Хартли в статье на сайте Datamation выделяет несколько основных причин такого положения вещей, а также отмечает ряд факторов, которыми могло бы воспользоваться сообщество для его изменения в лучшую сторону.
Предустановленный Linux
Не так давно было практически невозможно найти в широкой продаже компьютер с предустановленной системой Linux. Только ограниченное число компаний предлагали настольные машины с Linspire, Xandros и несколькими другими решениями. Причём сразу же были выявлены две проблемы, не утратившие актуальность до настоящего времени.
Во-первых, на этих компьютерах не было программного обеспечения Windows. Опытным пользователям это покажется странным, но людей, имеющих дело с новичками, не удивляют вопросы о том, почему не запускается игра с честно купленного диска, и претензии к отсутствующему приложению для чтения «Одноклассников».
Значительная часть покупателей смотрела на относительно привлекательные цены, при этом совершенно не подозревая о несовместимости нужных им прикладных программ и установленной на компьютере ОС. Разумеется, бо́льшая часть проблем могла бы быть решена при помощи WINE, но отсутствие пользовательского образования не позволяло им этого сделать.
Во-вторых, значительная часть устройств либо совсем не поддерживала работу в Linux, либо их функциональность сильно ограничена. Конечно, существовали и другие аппаратные средства, но они, как правило, стоили несколько дороже.
К тому же комплектации компьютеров с предустановленным Linux традиционно были весьма непривлекательными. Что наводило покупателей на мысль о некоторой «второсортности» свободной системы.
Увы, говорить о каком-то заметном прогрессе в этом направлении пока нет никаких оснований. Компьютеры с предустановленным Linux можно купить только через Интернет. В крупных супермаркетах либо их нет совсем, либо их ассортимент крайне мал. И никаких признаков, свидетельствующих о изменении ситуации, пока не наблюдается — потенциальную пустоту заполнили хромбуки, появившиеся совсем недавно.
К сожалению, никакого оригинального рецепта борьбы с этим Мэтт Хартли не предлагает. Только в очередной раз отмечает необходимость объяснять пользователям проприетарного ПО об их фактическом бесправии. Но практика показывает, что этот аргумент слишком слаб.
Windows 10: «золотая» возможность
Впервые в истории принудительное обновление системы Microsoft до Windows 10 заставила многих людей задуматься о правильности своего выбора. То, о чём неоднократно говорили сторонники СПО, наконец сбылось — пользователям наглядно показали, кто действительно является владельцем их системы. Последние новости говорят о том, что компания решила пересмотреть свою политику, однако доверие потребителей уже подорвано.
Мэтт Хартли уверен, что для сторонников СПО это даёт возможность ещё раз попытаться привлечь внимание пользователей Windows, которым надоели проделки Microsoft. Правда следует сместить направление популяризации от описаний различных рабочих окружений к методам решения практических задач. Организация продаж, работа с данными, управление взаимоотношениями с клиентами — вот очень неполный список того, что должно быть продемонстрировано.
Если потребитель увидит, что сможет решать свои задачи с применением Linux, то сообщество получит больше людей, склонных отказаться от проприетарного ПО. Повышать осведомлённость пользователей — вот главная задача сторонников СПО.
Популярность мифов про Linux
«В Linux нельзя запускать игры», «Linux не поддерживает значительную часть аппаратных средств», «в Linux практически нет нужного ПО»... Всё это уже давно не соответствует действительности, но мифы продолжают существовать.
В настоящее время благодаря Steam, GOG.com и Valve масса игр прекрасно работает в Linux. Некоторые проблемы с аппаратным обеспечением ещё существуют, но их становится всё меньше и на практике большинство пользователей с ними никогда не столкнутся. В состав репозиториев популярных дистрибутивов входит самое разнообразное ПО для решения множества задач.
Тем не менее, люди продолжают думать, что Linux — это именно то, о чём говорится в мифах. Несмотря на работу сообщества по опровержению этих устаревших сведений, инерция пока побеждает. Или деятельность популяризаторов не настолько эффективна, как хотелось бы.
Необходимость корректировки маркетинговой политики
Мэтт Хартли уверен, что ещё не поздно успешно убеждать новичков попробовать использовать Linux и через некоторое время полностью перейти на эту ОС. Однако главная проблема тут заключается в том, что традиционный СПО-маркетинг основан на сравнении с Microsoft и Apple. В результате сообщество Open Source ставит себя в положение «оправдывающихся», что с точки зрения стратегии продвижения — заведомо проигрышный путь.
Пример же Chrome OS говорит о том, что основное внимание следует уделять возможностям самой системы для решения потребительских задач, а не сравнению с альтернативными решениями. Результат показывает, что именно этот путь приводит к быстрому успеху.
В прошлом основную работу по популяризации и продвижению Linux выполняли сами пользователи. И нет никаких сомнений, что делали они это довольно успешно. Тем не менее сейчас наступило время, когда инициативу должны взять компании. Им следует уделять значительно больше внимания в том числе и традиционной рекламе. Если это произойдёт, то мы увидим значительный рост пользователей десктопных Linux-решений.
Эксперт уверен, что ещё существует некий кризис доверия к Linux. Проблема может быть решена более активным включением заинтересованных компаний в этот рынок, по крайней мере на уровне настольных ПК и ноутбуков.