Мы переживаем лишь начальный период становления Интернета вещей (IoT), но уже есть свидетельства, что собранные с его помощью ценные данные не используются, поскольку производители подключаемых к Интернету продуктов не знают, что с ними делать.
Forrester Consulting, выполнившая исследование по заказу разработчика приложения для безопасной аутентификация LogMeIn, пришла к выводу, что предприятия упускают огромные возможности использования своих подключенных к Интернету продуктов. Примерами таких продуктов могут служить контроллеры температуры NestCam, Wi-Fi-устройства и системы обеспечения безопасности жилища.
Хотя 51% из 232 опрошенных компаний собирают данные с помощью подключенных к Интернету продуктов, исследование выявило, что только одна треть из них действительно использует эти данные для принятия мер, приносящих пользу их клиентам и расширяющих возможности для бизнеса.
Это особенно интересно с учетом того, что 61% респондентов заявили, что встроенные функции мониторинга представляют важнейший стимул разработки подключенных к Интернету продуктов. Это демонстрирует явный разрыв между видением и способсностью действовать в соответствии с этим видением, делают вывод исследователи.
Компании все еще пытаются разобраться в процессах
При том, что 52% респондентов отметили, что анализ данных является важной функцией, которая должна быть реализована в ближайшие год-два, многие компании сегодня не вполне ощущают весь спектр преимуществ, которые может дать IoT, пишут исследователи.
Понимание, как используется продукт, позволяет компаниям непрерывно персонализировать и облегчать работу своих клиентов, открывает возможность появления новых источников доходов и оптимизации внутренних процессов.
Тем не менее, результаты исследования показывают, что большинство производителей продуктов рассматривают IoT в качестве технической проблемы, а не возможности для бизнеса, сосредотачиваясь главным образом на подключении к Интернету и меньше на использовании преимуществ для бизнеса.
«У подключаемых к Интернету продуктов есть множество компонентов, о которых следует думать производителям. Но впервые вторгаясь в область IoT, они уделяют основное внимание подключению к сети, — пишут исследователи Forrester. — Когда мы спрашивали производителей доступных в настоящее время устройств, сколько времени было затрачено на реализацию различных функций продукта, подключение к Интернету занимало верхнюю позицию в их списке. На него приходилось около 20% затраченных усилий. Однако действительность такова, что многие важнейшие стимулы использования IoT не могут быть реализованы посредством простого подключения устройства».
Интеграция данных не рассматривается в качестве главной проблемы
Несмотря на то, что столь многие производители продуктов не используют данные IoT, лишь 4% опрошенных выделили интеграцию и использование данных в качестве проблемы. В этом проявляется интересная двойственность. Немногие опрошенные компании сообщили, что управление данными представляет проблему, но в то же время большинство из них не используют данные IoT для совершенствования своего бизнеса.
По оценке Gartner, Forrester, IDC и ряда других фирм, изучающих рынок ИТ, к концу 2016 г. в мире будет примерно 6,4 млрд. подключенных устройств. Ожидается, что за последующие несколько лет их количество резко возрастет. Вместе с числом устройств будет увеличиваться объем генерируемых ими данных.
Исследование выявило ряд других проблем, с которыми сталкиваются производители продуктов, включая безопасность данных. Обеспечение защиты данных было определено как трудная проблема для 60% респондентов, а 38% назвали безопасность своей самой сложной задачей.
Тем не менее, только 33% сообщили, что они в настоящее время обеспечивают безопасность конфиденциальных данных. Подключенные к Интернету продукты привносят в компании разнообразные новые риски безопасности с точки зрения как технического воплощения, так и бизнес-процессов, связанных с подключенными устройствами. Поскольку количество подключённых продуктов для IoT продолжает нарастать, эти риски и бреши в защите необходимо будет устранять с помощью платформ, процессов и стандартов.
Другие результаты исследования
Другими важнейшими результатами опроса являются следующие:
- 62% респондентов назвали стремление получить конкурентное преимущество главным стимулом выпуска подключенных продуктов;
- 43% сообщили, что важнейшими проблемами являются сложность и объем выпуска устройств;
- 34% опрошенных производителей, которые уже развернули подключенные к IoT устройства, используют платформы для управления своими подключенными продуктами.
Forrester провела онлайновый опрос 232 производителей, находящихся в США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Японии и Южной Корее, а также взяла у представителей компаний сходного профиля пять углубленных интервью, посвященных качественным аспектам проблемы. Исследование началось в апреле 2016 г. и было завершено в мае 2016 г.