Задача коренной модернизации ИТ-системы управления предприятием встала перед автомобильным холдингом «Соллерс» во второй половине
Группа компаний «Соллерс» включает в себя ряд производственных предприятий, а также торговые и сервисные структуры, территориально распределенные по всей России. Основным видом её деятельности является производство и продажа автомобилей, двигателей, автокомпонентов и запасных частей. Самое крупное предприятие, входящее в ГК «Соллерс», — Ульяновский автомобильный завод — ведет свою историю с 1941 г., выпускает легендарные «уазики» и лидирует по производству внедорожников в России. Именно на УАЗ руководством «Соллерса» и была возложена роль главного исполнителя в деле ИТ-переоснащения холдинга.
«В ту пору, в
Казалось бы, достичь этих двух целей одновременно невозможно (конечно, лучше быть «здоровым и богатым»), но парадокс современных ИТ заключается как раз в том, что выбор правильной ИТ-стратегии позволяет решить именно такую задачу. И вот подтверждение на примере УАЗ: число ИТ-специалистов на заводе к 2013 г. сократилось почти в два с половиной раза (в
Для начала в холдинге была проведена централизация управления ИТ — создана единая ИТ-дирекция, которой нужно было выбрать базовую прикладную платформу. «Процесс модернизации ERP-системы стартовал в 2007 году, когда было принято решение о пилотном внедрении SAP на заводе по производству автомобилей FIAT в Елабуге, — пояснил Иван Михайлов. — В то время выбор был почти очевидным, альтернатив для автоматизации автомобильного производства практически не существовало. К тому же этот завод представлял собой совместное с европейским партнером предприятие, а решения SAP в Европе и в мировом автомобилестроении пользуются заслуженным авторитетом, да и, в конце концов, SAP — это престижно и важно с точки зрения европейского признания».
Параллельно с внедрением системы SAP в Елабуге стартовал проект по автоматизации производственного учета дочерних структур УАЗа на базе решения «1С: Управление производственным предприятием». Этот продукт «1С » к тому времени уже появился на российском ИТ-рынке, но в качестве серьезного претендента все же не рассматривался: по мнению специалистов он был еще весьма «сырым» (всего два-три года отроду), его перспективы не очень понятны, да и сама торговая марка «1С» не котировалась на корпоративном рынке. Тем не менее было принято решение внедрять «1С:УПП», поскольку ввиду небольшого масштаба деятельности дочерних предприятий устанавливать там SAP было нецелесообразно, тогда как сам УАЗ планировалось автоматизировать на базе решения SAP, обкатанного в Елабуге.
Оба пилотных проекта завершились успешно, системы были запущены в эксплуатацию, но с точки зрения дальнейшего сопровождения и развития систем платформа «1С» оказалась более гибкой, особенно в условиях постоянных изменений бизнеса, а также требований к регламентированному учету. Наиболее ощутимой была разница в стоимости владения ИТ-системами: SAP в разы оказалась дороже «1С», что стало существенным критерием с учётом непростого экономического положения в автомобильной отрасли.
Таким образом, в 2009 г. ситуация с выбором ERP-платформы значительно изменилась: программное обеспечение SAP показало себя гораздо более дорогостоящим по сравнению с «1С», продукт же «1С:УПП» вышел на весьма высокий уровень зрелости, получил отраслевое признание в силу большого количества проектов внедрения и выявил свою способность к динамичному развитию. А помимо того, что он имел явные преимущества перед зарубежными конкурентами по стоимости (как лицензий, так и услуг внедрения и сопровождения), рынок был хорошо обеспечен «1С»-специалистами с меньшими финансовыми запросами, что также очень важно.
В итоге в
Если посмотреть на ход реализации ИТ-проекта в «Соллерсе» за последние шесть лет, то можно четко выделить два этапа — до и после 2013 г. До
С целью унификации ИТ-решений в холдинге был сформирован специальный департамент, отвечающий за разработку единых бизнес-процессов и методик учета для предприятий с различными направлениями деятельности: производство, торговые и сервисные организации. В соответствии с разработанной методологией и с учетом наработок, обкатанных в проектах на дочерних предприятиях УАЗа, созданы ИТ-решения, основой которых стали типовые конфигурации — «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Зарплата и управление персоналом», «1С:Управление торговлей» и «1С:WMS Логистика». Отметим, что на данном этапе все работы выполнялись силами ИТ-дирекции холдинга, которая полностью руководила проектами по автоматизации при постоянном кураторстве со стороны генерального директора (он же основной акционер) «Соллерса».
Начиная с 2013 г. фокус руководства холдинга был направлен на повышение эффективности производства, поэтому дальнейшая работа по развитию ИТ-ландшафта больше была нацелена на автоматизацию производственных процессов. Для повышения потребительского спроса и эффективности всего бизнеса одним из главных направлений в автопроме сегодня является возможность заказной сборки автомобиля под конкретные требования покупателя. Такую модель «вытягивающего производства» практически невозможно реализовать без ИТ-системы, которая должна управлять нормативно-справочной информацией, работой по планированию производства, а также логистическими и сбытовыми процессами.
К тому моменту компания «1С» выпустила на рынок новый программный продукт «1С:ERP», который можно рассматривать как второе поколение «1С:УПП», имеющее во многих аспектах более современную архитектурно-технологическую основу. Несмотря на то что решение «1С:ERP» способно полностью покрыть функциональные возможности «1С:УПП», его внедрение в «Соллерсе» шло по схеме реализации новой функциональности, а перенос уже реализованных в «1С:УПП» блоков отложен на последующие этапы проекта.
Нужно обратить внимание, что переход проекта в новую фазу развития потребовал принципиальной коррекции организационных форм его реализации. Так, в
Внедрение «1С:ERP» в «Соллерсе» началось с решения задачи по управлению BOM (Bill of Materials — спецификация комплектующих и материалов готового автомобиля), которая была выполнена всего за шесть месяцев. Это дало возможность полностью автоматизировать процессы планирования производства, начиная от сбора потребности покупателей, а заканчивая планированием загрузки цехов и закупок материалов и комплектующих. Сегодня, по словам Ивана Михайлова, система позволяет учитывать в производстве уникальные конфигурации автомобилей, заказанные конечными клиентами, и производить расчет подетального производственного плана на месяц менее чем за один час. При этом BOM одного автомобиля характеризуется четырнадцатью уровнями вложенности и двумя тысячами элементов.
По мере развития ИТ-ландшафта и расширения функциональности, реализованной на базе «1С:Предприятия», большую актуальность получил вопрос относительно возможности платформы работать с большими объемами данных. Опасения на этот счет в отношении ПО фирмы «1С» высказывались еще десять лет назад, но проект в «Соллерсе» показал не только достаточную производительность и масштабируемость платформы, но и ее способность к развитию. Так, одним из главных требований «Соллерса» было обеспечение одновременной работы более чем тысячи пользователей в одной базе данных. В целом же внедрение «1С» на УАЗе стало одним из крупнейших ИТ-проектов в машиностроении — сейчас число пользователей составляет 2300 сотрудников (по всему «Соллерсу» — 6000).
«Опыт нашего многолетнего проекта наглядно показывает, что ИТ из вспомогательного средства, позволяющего автоматизировать процесс управления организацией, превратились в ключевой производственный инструмент, непосредственно влияющий на эффективность работы промышленного предприятия в целом», — подчеркивает Иван Михайлов. Свои слова он подтверждает конкретным результатом: внедрение системы уже позволило лучше адаптироваться под потребительский спрос, увеличить точность планирования, существенно уменьшить объем остатков товарно-материальных ценностей на складах, высвободить оборотные средства, ранее замороженные в излишних запасах, снизить уровень неликвидных запасов, сократить сроки производства автомобилей и поставок комплектующих, формирования планов, а также подготовки регламентированной и управленческой отчетности.
На этом история информатизации ГК «Соллерс» не заканчивается. В рамках следующих этапов развития ИТ-ландшафта на базе ПО «1С» предполагается построить систему диспетчирования производства для оперативного управления конвейером и более эффективной организации логистики, а также систему управления качеством производства, что позволит снизить время внеплановых простоев сборочных конвейеров, повысить оперативность доставки комплектующих в цеха и улучшить качество готовой продукции.