Исследовательское агентство Forrester Research опубликовало результаты исследования быстро развивающегося рынка поставщиков гиперкорвенгентных инфраструктурных решений (hyper-converged infrastructure, HCI) за III кв. 2016 г. В поле зрения Forrester попали 12 компаний, среди которых немало знакомых вендоров: Cisco Systems, Hewlett Packard Enterprise (HPE), EMC, VMware. Однако лидерами рынка названы не они, а три менее крупные компании, которые обошли по суммарным оценкам этих традиционных фаворитов. Более того, две из названных компаний только совсем недавно заявили о себе на рынке как восходящие звезды.
По версии Forrester, сейчас лидерами рынка HCI являются компании Nutanix, SimpliVity и Pivot3.
Гиперконвергентные системы по Forrester
Прежде чем дать краткую характеристику названным лидерам, следует для начала сказать несколько слов о том, что в Forrester понимают под гиперконвергентными системами. Согласно представленному ими документу, это новое поколение конвергентных аппаратных систем, в которых несколько инфраструктурных компонентов комбинируются в единое интегрированное решение. Гиперконвергентные продукты представляют собой дальнейшее улучшение прежних систем, реализуемое за счет развития программного контролера. Это открывает возможности для более простого масштабирования систем и превращает прежние СХД в программно-конфигурируемые решения. Новые продукты оптимизированы для работы с виртуальными машинами, которые работают на предлагаемом оборудовании и системном ПО.
Наиболее значимым преимуществом новых гиперконвергентных систем в Forrester считают значительное упрощение используемой системы управления комплексным решением.
Используя этот подход, Forrester периодически проводит сравнительное исследование поставщиков таких решений. Его результатом, дающим графическую визуализацию выявленных итогов, является собственный отчет The Forrester Wave, где проранжированы поставщики продуктов с учетом суммарной оценки, полученной на основании 28 различных критериев.
Каждой компании на диаграмме The Forrester Wave выделяется значок. Его положение скоординировано относительно осей Current offering («Текущее предложение») и Strategy («Стратегия»), а размер значка отражает значение параметра Market Presence («Доля на рынке»). Параметры по осям оцениваются в пределах шкалы Weak—Strong (Слабое — Сильное), диаметр значка соответствует абсолютному объему осуществленных продаж для конкретной компании.
Текущая значимость конкретной компании оценивается по факту попадания ее значка в один из секторов оценки. На диаграмме The Forrester Wave имеется разметка для следующих сегментов: Leaders («Лидеры»), Strong Performers («Сильные игроки»), Contenders («Претенденты») и Challengers («Восходящие игроки»).
Лидеры рынка HCI по Forrester
Присутствие Pivot3 в сегменте лидеров рынка HCI аналитики Forrester объясняют ее богатым опытом. Эта компания была на рынке еще до создания Nutanix и SimpliVity. Сегодня у Pivot3 большой объем продаж, более 1600 клиентов, ее продукты относятся к числу базовых для одного из основных направлений развития гиперконвергентных СХД.
Впрочем, в докладе Forrester отмечено, что прежде Pivot3 предлагала на рынке решение, применение которого нельзя было назвать универсальным для типовых предприятий. Однако за прошедшие полтора года Pivot3 сделала рывок, преодолела эту историческую особенность, и теперь ее решение стало более универсальным и пригодным для большинства предприятий.
Причиной появления Nutanix в группе лидеров Forrester назвала ряд факторов: простоту эксплуатации предлагаемого компанией решения, а также удобство наращивания размещаемой емкости данных. В последнее время Nutanix стала поставщиком ряда наиболее крупных инсталляций управляемых кластеров в отрасли, некоторые из них содержали более 100 узлов. Кроме того, Nutanix отличилась наиболее значимым по величине полученным доходом — около 200 млн. долл.; это лучший результат среди всех нынешних поставщиком гиперконвергентных решений.
Достоинствами SimpliVity названы богатые возможности при многосайтном размещении, а также возможность достижения суммарной емкости хранения необработанных данных в связанных кластерах на уровне около 1,3 Пб. Forrester отметила это несмотря на то, что решение SimpliVity имеет ограничение, не допускающее использования более 24 узлов.
Назначение трех не самых крупных компаний лидерами рынка лучше всех объяснил Дорон Кемпель, генеральный директор компании SimpliVity. Он объяснил это их более высокой гибкостью, повышенной активностью при выводе на рынок новых решений, а также готовностью искать наиболее подходящие для клиентов решения.
Другие оценки исследования Forrester
Прежде всего следует отметить, что при формировании своих оценок Forrester отдает большой вес таким критериям, как доступность представленного продукта на рынке, сравнительная оценка со стороны конкретных пользователей, наличие демонстрационного решения. Есть еще одно важное условие, которое необходимо для попадания на диаграмму The Forrester Wave, — «значительный интерес к продукту со стороны клиентов». Список этих клиентов отбирается Forrester самостоятельно и не разглашается.
Высокую нынешнюю активность трех лидеров рынка HCI, названных Forrester, также связывают с их планами выхода на рынок IPO; об этом много говорились в последнее время. Nutanix и Pivot3 собираются подать заявку уже в самое ближайшее время.
Некоторое время назад Nutanix сначала немного сбавила свою активность, получив в конце мая заем от Goldman Sachs в размере 75 млн. долл., однако совсем недавно появилась информация, что ее заявка на IPO может быть подана уже в начале будущего месяца. Предположения о выходе Pivot3 на IPO строятся немного иначе: недавно там появился новый финансовый директор, и многие на рынке восприняли это как начало активной фазы подготовки выхода на биржу.
Необходимо также отметить, что методика расчета диаграммы The Forrester Wave во многом похожа на расчет магических квадрантов Gartner. Обе эти методики «страдают» характерной особенностью: они предназначены для оценки не столько конкретных возможностей предлагаемых компаниями продуктов, сколько для оценки поставщиков с точки зрения занимаемой ими рыночной ниши и надежности как бизнес-партнеров. Поэтому в приводимых аналитическими агентствами оценках весьма значительна доля значимости таких маркетинговых факторов, как устойчивость бренда, бизнес-модель поставщика, наличие ясной маркетинговой стратегии развития.
Эти подходы приводят к тому, что иногда о продуктах, выводимых аналитическими агентствами в топы, создается усредненное представление. Например, известно, что для магических квадрантов Gartner считается приемлемым сохранение ведущих позиций для тех компаний, которые недавно выпустили новую версию своего продукта, но по оценкам рынка он оказался откровенно неудачным, хотя предыдущая версия воспринималась рынком хорошо. Такая «неудача» может повлиять на позицию поставщика не сразу, а только спустя год. Поэтому и нынешние оценки рынка, предлагаемые Forrester, некоторые эксперты предлагают рассматривать с определенной доли критичности.
Если оценить рынок HCI в целом, то эксперты рынка сходятся во мнении, что он уже в достаточной мере занят. Здесь представлены многие крупные вендоры, которые по версии Forrester совсем немного уступают объявленным лидерам. Это такие компании, как Cisco, HPE, EMC, VMware, Huawei Technologies, Atlantis Computing, Stratoscale и Gridstore.