В преддверии намеченного на 8 сентября форума Russian Enterprise Content Summit 2016 мы обратились c вопросами к Ивану Агапову, руководителю бизнес-направления, Synerdocs.
Как вы оцениваете уровень и динамику развития в России направлений управления корпоративным контентом (ЕСМ), корпоративных систем электронного документооборота (СЭД) и межорганизационного юридически значимого электронного документооборота (ЭДО)? Какие основные задачи в этих сферах можно назвать наиболее актуальными для госорганизаций и коммерческих предприятий? Насколько успешно они решаются и какие сложности предстоит преодолеть на пути их решения?
— Динамика развития межорганизационного ЮЗЭДО (далее — ЭДО) хорошая. Каждая новая организация, переходящая на обмен электронными документами с контрагентами, вовлекает в данный процесс другие организации. Отсюда ежегодный многократный рост — и количества документов, и компаний, использующих технологию ЭДО.
Рынок ЭДО по-прежнему формируется. В некоторых секторах экономики он отчасти уже сформирован, в других делаются первые шаги. Если в ритейле активно обмениваются электронными документами, то в нефтегазовом секторе сейчас переходят к конкретным действиям.
Как правило, компании начинают со стандартной задачи — налаживают процесс обмена документами с поставщиками и клиентами. Причем речь идет об обмене как традиционными закрывающими документами (первичка, счета-фактуры), так и специфическими отраслевыми. В области страхования, к примеру, актуален обмен агентскими отчетами, в фармацевтике — протоколами согласования цен.
Другая важная задача — организация обработки документов внутри компании. Для решения этой задачи требуется, прежде всего, настроить внутренний процесс, чтобы он работал как единый механизм. Важно, чтобы входящий документ поступал в систему учета, и его могли быстро обработать, согласовать, подписать, принять к учету и т. д. Эта цепочка может быть длинной и требовать соответствующих инструментов, в том числе и ECM-систем.
Не менее актуален перевод в электронный вид максимально большего количества документов и контрагентов, с которыми работает компания. Сложность в том, что не все контрагенты быстро подключаются к обмену. Тех, кто пока не готов работать в электронном виде, требуется мотивировать. Отчасти это задача ложится на плечи операторов.
Еще одна основная задача — хранение электронных документов с возможностью доступа к ним. Крупным коммерческим организациям с большим объемом документооборота, как правило, требуется создание локального архива. В их случае эффективна КИС с нужным набором функциональных возможностей. Самые больные вопросы — как обеспечить юридическую значимость документа, который нужно хранить 10 лет, как проверить подпись спустя 10 лет, как работать с архивными документами и др.
Какие технологические тренды определяют развитие современных систем управления корпоративным контентом? Какие технологические инновации наиболее востребованы в современных ЕСМ, СЭД и ЭДО решениях, внедряемых в России? В какой степени сервисный подход (аутсорсинг, облачные сервисы и т. п.) применим к ЕСМ, СЭД и ЭДО в российских условиях, каковы его перспективы?
— Один из трендов — это, разумеется, облака. В нашей компании представлены два продукта, которые поставляются в облачном варианте. Это сервис Synerdocs и система электронного документооборота DirectumRX. Что касается Synerdocs, его используют преимущественно как SaaS-решение. Есть различные варианты работы с сервисом, в том числе веб-клиент, который не требует установки на рабочее место. Используются и интеграционные решения, которые устанавливаются на рабочее место, но фактически работают с облачным сервисом. То есть клиенты покупают сервис по передаче электронных документов — оплачивают тариф, рассчитанный на определенное количество времени или трафик документов, и обмениваются документами. Межорганизационный ЮЗЭДО в принципе работает как сервисный подход, и для него это норма.
Говорить про другие технологические тренды в сфере юридически значимого электронного документооборота пока рано, так как рынок пока развивается.
Какую тему вы собираетесь осветить в своем докладе на RECS 2016? Почему эта тема представляет несомненный интерес для аудитории корпоративных заказчиков из государственного и коммерческого секторов? Какую практическую пользу они смогут вынести из вашего доклада?
— На RECS’2016 я представлю доклад «Проблемы против перспектив: Опыт проектов крупных заказчиков», где расскажу о важности юридически значимого электронного документооборота для крупных коммерческих организаций. Почему я хочу заострить внимание именно на данной категории пользователей? Потому что именно инициативность крупных заказчиков (генераторов трафика) в области перехода на ЭДО стимулирует развитие отрасли, является двигателем прогресса.
Сегодня крупные заказчики активно переходят на юридически значимый электронный документооборот. Я расскажу, какие задачи встают перед ними на этом интересном и сложном пути, какие способы решения существуют, какую реальную помощь при этом готовы оказывать операторы. Рассказ обязательно будет подкреплен цифрами и примерами из собственной практики. Также я поделюсь примерами, основанными на опыте работы компании DIRECTUM и ее клиентов.
Зарегистрироваться для участия в конференции можно на сайте.
СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ DIRECTUM.