Современный мир находится в состоянии цифровой трансформации, и одним из главных инструментов этого процесса являются мобильные технологии. «Мобильные приложения находятся на переднем фронте цифровой революции», — заявляют эксперты Gartner, отмечая актуальность вопроса эффективного использования компаниям средства разработки такого ПО в своем отчете «Магический квадрант для платформ разработки мобильных приложений» (Mobile App Development Platforms, MADP). Cпецифика цифровой трансформации заключается в том, что она носит общий характер, а не является каким-то внутренним процессом ИТ-отрасли. Мы видим, что организации, которые традиционно относятся к категории заказчиков, на наших глазах из потребителей ИТ и разработчиков ИТ-решений для собственного сугубо внутреннего применения, превращаются в ведущих ИТ-поставщиков, предлагающих воистину революционные инновации (наверное, самый яркий пример — Amazon). Высокая динамика современной жизни все чаще заставляет компании становиться разработчиками мобильных приложений, поскольку модель аутсорсинга порой просто не поспевает за требованиями бизнеса. Но даже если организация поручает создание такого ПО внешним исполнителям, ей нужно участвовать в выборе базовой платформы разработки, поскольку правильное решение носит в существенной мере стратегический характер для бизнеса в целом.
«Разработчиком мобильных приложений можешь ты не быть, но в курсе дел в области MADP быть обязан», — так, перефразируя поэта, можно сформулировать идею отчета Gartner об актуальности темы MADP для самого широкого круга современных компаний. По прогнозам экспертов, если сегодня 33% предприятий используют хотя бы одну MADP-систему для реализации своей стратегии цифровой трансформации, то к 2020 г. эта доля вырастет до 75%.
Gartner определяет MADP как интегрированный набор инструментов, технологий, компонентой и сервисов, который позволяет обеспечить весь жизненный цикл (проектирование, разработка, развертывание, дистрибуция, управлении, техническая поддержка и анализ процесса эксплуатации) кросс-платформенных мобильных приложений, способных работать на устройствах достаточно широкого диапазона в различных сценариях их применения, внутри предприятия и вне его. При этом для создания мобильных сервисов, где ключевая роль отводится серверной части системы, все чаще используют онлайновые сервисные инструменты класса MBaaS (mobile back end as a service). При выборе той или иной MADP аналитики предлагают ориентироваться на следующие ценовые диапазоны (стоимость в год): до 25 тыс. долл. — для проектов начального уровня, от 25 до 100 тыс. долл. — для средних проектов, более 100 тыс. долл. — для полномасштабных корпоративных проектов.
Стратегия внедрения MADP
По оценкам Gartner, полученным на основе проведенного в 2015 г. опроса, треть респондентов сообщили, что они используют универсальные системы MADP, 11% сказали о применении MBaaS, 9% — инструментов быстрой разработки RMAD (mobile app development platform). Дополнительно 90% опрошенных указали на применение разного рода бесплатных SDK, 44% также используют открытые инструменты — Apache Cordova, JQuery Mobile, React Native и другие фреймворки. На практике довольно часто для создания клиентской и серверной частей мобильных сервисов требуются различные специализированные средства.
При этом нужно иметь в виду, что собственно мобильные приложения — это далеко не все, что нужно компаниям, и потому отдельные MADP порой не могут включать все необходимое для реализации комплексных мобильных проектов, которые часто требуют интеграции унаследованных систем и инновационных технологий, использования облачных средств, аналитики, IoT. Хотя сегодня многие компании, особенно крупные, пытаются вести разработку мобильных решений самостоятельно, Gartner считает, что организациям нужно больше ориентироваться на модель ауторсинга, отдавая заказы профессиональным внешним командам. Эффективной может быть и смешанная схема, когда внутри ведется разработка с использованием инструментов с минимальным объемом написания кода.
В плане выбора оптимальной стратегии в области создания мобильных приложений эксперты Gartner дают такие рекомендации:
· Если ваша организация еще не использует MADP, но вы намерены создавать и развертывать мобильные приложения в достаточно большом объеме (более шести в год), то имеет смысл развернуть у себя и познакомиться на практике с одним из таких решений. Применение MADP позволит унифицировать и процесс разработки, и сами приложения, обеспечит масштабирование серверной инфраструктуры, а также обеспечит более высокую производительность при создании клиентского ПО.
· Если вы уже применяете MADP, но она вас не очень устраивает и вы подумываете о смене поставщика, то стоит подумать о восполнении недостатков текущего инструмента с помощью средств RMAD или MBaaS. Нужно иметь в виду, что замена MADP может быть весьма дорогостоящим проектом, и совсем не только по прямым денежными затратам, но и в плане переобучения разработчиков, интеграции с уже работающими системами и пр. При выборе дополнительных инструментов нужно убедиться, что они хорошо интегрируются с вашей текущей MADP.
· Если же вы решили, что используемая MADP точно не отвечает вашим потребностям, то нужно изучить разные предложения на рынке. Разумеется, при этом нужно иметь в виду требования к инструментам в долгосрочной перспективе, не менее чем на
· Если же вы вполне довольны своей MADP, то все же нужно знать о планах вашего поставщика по развитию платформы хотя бы на полгода-год, чтобы быть уверенным, что это средство будет отвечать вашим потребностям в будущем. Нужно иметь в виду, что каждые три-четыре года появляется новое поколение устройств и операционных систем, меняются архитектуры и стандарты, поэтому нужно постоянно следить за происходящим на рынке MADP.
Выбор MADP с прицелом на будущее
Мобильные приложения, предоставляя организациям новые возможности для развития и улучшения своей деятельности, вместе с тем имеют некоторые особенности по сравнению с традиционными бизнес-приложениями, которые создают достаточно серьезные проблемы и риски для компаний. Один из наиболее значимых вопросов заключается в том, что нужно обеспечивать работоспособность приложения для широкого спектра устройств, работающих под управлением разных ОС и выпускаемых большим числом производителей. Вторая проблема заключается в том, что изначально довольно сложно спрогнозировать растущую нагрузку на серверную часть системы и потому нужно иметь надежные возможность ее масштабирования. Еще одна непростая задача заключается в том, что мобильными приложениями, работающими в такой гетерогенной динамично изменяющейся среде, нужно постоянно управлять.
Имея в виду решения этих и других задач, MADP-системы, по мнению Gartner, реализуют четыре основные функции:
· предоставление средств (обычно в виде графической интерактивной среды, IDE) для многоплатформенной (устройства и ОС) и многоканальной (разные категории приложений) разработки;
· обеспечение возможности интеграции с множеством разных серверных систем и источников данных, обычно путем реализации набора RESTful API, который позволяет выполнять оркестрацию и управление программный интерфейсом множества приложений;
· предоставление базовых готовых модулей для создания отдельных приложений в виде ключевого набора мобильных серверных сервисов, таких как офлайновая синхронизация и разрешение конфликтных ситуаций, службы пуш-уведомлений, геолокационные сервисы, аутентификация и управление сертификатами, файловые хранилища;
· реализация функционала центрального хаба для управления жизненным циклом приложений, в том числе поддерживая групповую разработку, управление версиями, автоматизацию тестирования, управление развертыванием и обновлением релизов, сбор и обработки аналитики; этот функционал может поддерживаться путем интеграции базовой MADP-системы со средствами третьих фирм.
Поскольку мобильная разработка выросла во многом из методов и средств разработки традиционных Web- и настольных приложений, на практике большинство MADP-вендоров (почти все, представленные в квадранте Gartner) имеют инструменты для создания приложений всех этих типов. Но, по мнению Gatrner, в ближайшую пару лет разработка мобильных приложений трансформируется в разработку многоцелевых приложений (приложений всех основных категорий). Имея в виду возможность такой метаморфозы MADP-системы уже сегодня должны отвечать трем важным принципам.
· Разделение клиентской (front-end) и серверной (back-end) разработки. Это требование определяется не только тем, что на практике этими задачами занимаются разные команды разработчиков, но и тем, что клиентская часть отличается более широким разнообразием, в том числе если иметь в виду разные целевые группы конечных пользователей.
· Использование открытого кода и открытых стандартов. На заре эпохи разработки мобильных приложений нормой было, скорее, применение специфических и закрытых языков и фреймворков. Но теперь иные времена. Если MADP не поддерживает базовые отраслевые технологии (такие как HTML5, JavaScript или OData) и открытое ПО (Apache Cordova, Appium или Node.js), то такое системе будет крайне сложно получить поддержку со стороны широкого сообщества разработчиков и добиться успеха на рынке.
· Обеспечение режима «самообслуживания» в процессе разработки. MADP-системы традиционно ориентируются на разработчиков-профессионалов, в совершенстве владеющими технологиями программирования и кодирования. Однако важной тенденцией развития этой сферы заключается в ее «демократизации», когда нужно все большее участие в процессе создания ПО непрограммистов — бизнез-аналитиков, менеджеров, специалистов предметных областей. Эти задачи решаются с помощью все более широкого использования методов создания ПО «без кодирования», в том числе с помощью различных визуальных средств.
Конкурентная ситуация на рынке MADP
Уже сам вид магического квадранта (состав и расположение вендоров) показывает, что данный рынок является достаточно зрелым. Как известно, начало формирования практически любого нового ИТ-направления начинается с появления на нем специализированных компаний, и выход на него ИТ-гигантов обычно точно отражает момент перехода этого рынка от «молодости» к «взрослой жизни». Второй, менее очевидный, но все же реалистичный признак — сама структура расположения игроков на квардранте: обычно эти позиции можно очертить эллипсом, большая ось которого направленная от левого нижнего в правом верхнему углу, причем, как правило, соотношение большой и малой осей отражают в некоторой степени «уровень зрелости». В данном случае мы видим как раз такой достаточной «вытянутый» эллипс с хорошим присутствием крупных многопрофильных ИТ-игроков, расположившихся в лидирующей группе или вблизи от нее.
Однако глядя на квадрант можно отметить любопытный момент: среди поставщиков MADP не видно компаний, с именами которых в последние годы во многом ассоциируется понятие «мобильный рынок» — Apple, Google, Samsung и пр. Из этого можно сделать вывод, что мобильные устройства и мобильные приложения для частных пользователей — это совсем не то же самое, что создание мобильной ИТ-инфраструктуры корпоративного уровня.
Ведущую группу вендоров возглавляет пара IBM и Kony. Лидирующая позиция IBM не вызывает удивления, хотя, надо сказать, что имя Голубого гиганта не часто появляется в новостях с «мобильных полей». Но такая ситуация довольно характерна для этого «вечно молодого» (с конца XIX века!) ИТ-ветерана, который традиционно придерживается золотого правила «меньше слов, больше дела». MADP-софт IBM представлен в виде всеобъемлющей MobileFirst Platform, ее традиционные достоинства (функциональность, производительность и масштабируемость) естественно дополняются столь же традиционными недостатками (сложность и высокая стоимость). По мнению экспертов, IBM смогла серьезно усилить свои позиции благодаря партнерству с Apple (было подписано в июле 2014 г.).
А вот пару старейшему ИТ-вендору составляет как раз «молодой, да ранний» игрок — американская компания Kony была образована менее десяти лет назад, в 2007 г., с изначальной нацеленностью на создание мобильных платформ. Уже в
В лидирующей группе уже давно находятся еще две хорошо известные ИТ-компании Salesforce и Adobe со своими продуктами App Cloud и Experience Manager Mobile, соответственно. Нетрудно догадаться, что мобильные платформы для них стали естественным развитием их традиционного бизнеса в направлении облачных сервисов и Web-приложений. В 2016 г. в сегмент «лидеры» наконец-то вошла Microsoft, которая усилила свои MADP-средства (в основном это Visual Studio и Visual Studio, Azure App Service) приобретением в начале года компании Xamarin. Динамика движения Microsoft в этом направлении позволяет думать, что Редмонд постарается, как обычно, догнать и обогнать сегодняшних лидеров, хотя это, конечно, очень непростая задача.
А вот SAP совершила за прошедший год движение ровно в обратном направлении, впервые выйдя за пределы сегмента «лидеры», при том, что в 2012 г. она возглавляла ведущую группу MADP-поставщиков. Еще из интересных перестановок в магическом квадранте за последний год стоит отметить переход Oracle из нишевого сегмента в разряд «претендентов», с хорошими шансами присоединиться в недалеком будущем к лидерам, а также появление в поле зрения Gartner компании Red Hat