В силу целого ряда известных причин сегодня в России при выборе системы управления контентом и документооборотом заказчик наряду с функциональностью самое пристальное внимание обращает на ее соответствие как формальным нормативным требованиям, так и наличию импортозамещающих характеристик. Как правило речь идет о разработках или чисто отечественных, или базирующихся на ПО с открытым исходным кодом. Во втором случае принимается во внимание также активное участие российских разработчиков в соответствующих сообществах Open Source и способность их развивать и поддерживать подобные решения. Эти вопросы обсуждались и на сентябрьской конференции Russian Enterprise Content Summit (RECS) 2016, организованной еженедельником PC Week.
Как рассказал руководитель направления Alfresco компании «Логика бизнеса» Олег Бейлезон, их система «Логика СЭД» использует в качестве платформы известный СПО-продукт Alfresco и базирующийся на нем отечественный сертифицированный ФСТЭК ЕСМ-дистрибутив «МСВСфера Инфооборот» фирмы НЦПР, которые образуют самый нижний базовый слой трехслойной архитектуры. В нем реализованы такие базовые сервисы, как управление документами и бизнес-процессами, обеспечение совместной работы, отказоустойчивости, безопасности и соответствия стандартам. Слоем выше располагаются прикладные сервисы (НСИ, организационно-штатная структура, отчеты и аналитика, контрагенты, электронная подпись и др.) и инструменты (конструкторы, конфигураторы, мониторы). И наконец бизнес-функции (СЭД, электронные архивы, технические и финансовые документы, договорная деятельность, потоковый ввод), разработанные специалистами «Логики бизнеса», находятся на самом верхнем слое.
По мнению Олега Бейлезона, подобная архитектура, на первый взгляд избыточная с точки зрения конечного заказчика, существенно снижает его риски и, в частности, риск попадания в зависимость от одного разработчика. В случае прекращения сотрудничества с ним и передачи сопровождения другой компании или собственным специалистам заказчика, нижние базовые слои остаются неизменными, а кастомизация, сосредоточенная в верхнем слое и не затрагивающая базовые функции, вполне по силам любому партнеру. Сегодня у «Логики бизнеса» таких партнеров восемь, и их силами за последние три года реализовано около 20 внедрений в госсекторе, промышленности и финансовом секторе. Немаловажно и то, что решение «Логика СЭД» включено в реестр отечественного ПО, формируемый Минкомсвязи, а стоимость лицензий не привязана к валютному курсу.
В указанный реестр включено и ПО, разработанное в саратовской компании «Хоулмонт». Как пояснил ее коммерческий директор Иван Ласкин, компания предлагает систему управления документами и задачами «Тезис» и, как и в случае «Логики бизнеса», собственную платформу CUBA.platform (написана на Java), которая сначала применялась только внутри компании, а в нынешнем году была передана сообществу Open Source. Этот шаг был связан с решением выходить со своими продуктами на международный рынок. Как утверждает Иван Ласкин, за период с 2008 г. в России и странах СНГ выполнено 300 проектов внедрения, а в партнерской сети «Хоулмонт» уже более 20 компаний.
Наряду с удобным интерфейсом и наличием таких базовых возможностей, как оптимизация документооборота, контроль исполнительской дисциплины и функциональность электронной канцелярии, Иван Ласкин видит преимущества своего решения в его кроссплатформенности: наряду с проприетарными (ОС Windows и MacOS, Microsoft SQL Server и Office), решение может использовать и полный стек ресурсов Open Source (Linux, PostgreSQL, OpenOffice). Кроме того, веб-клиент позволяет конечным пользователям взаимодействовать с СЭД посредством любого клиентского устройства исключительно через браузер (поддерживаются пять наиболее популярных).
Поскольку базовая платформа продолжает совершенствоваться и обновляться, неизбежно встает вопрос совместимости кастомизированных прикладных функций с обновленной платформой. По словам Ивана Ласкина, еще одним достоинством их решения является наличие специальной технологии проектов расширения, которая существенно упрощает данную задачу. Весьма полезной для многих организаций может оказаться и базирующаяся на продуктах ABBYY Recognition Server и ScanDifFinder функция поиска различий в согласуемых версиях документа, которые появляются в нем как по недосмотру, так, иногда, и по злому умыслу.