Год назад операторы обмена электронными документами (ЭДО) с предвкушением рассказывали прессе о грядущих достижениях в области межоператорского взаимодействия, обещая решить вопрос с настройкой роуминга в обозримом будущем. Обозримое будущее настало и, конечно, определенными успехами похвастаться можно — выросло число роуминговых пар, крупные операторы активно анонсируют запуск взаимодействия. Но в целом массовый пользователь до сих пор не верит в будущее роуминга, да и сами операторы не столь убедительны в своих действиях.
Так почему до сих пор нет массового роуминга? Начнем с того, что сам процесс настройки межоператорского взаимодействия несовершенен. Это не быстро: пока все операторы договорятся, пока протестируют, пока подпишут все соглашения, уровняют SLA... И если с технической точки зрения здесь более-менее все ровно, то, как только заходит речь по оформлению отношений, могут возникать курьезы. Например, с некоторыми операторами мы не могли запустить роуминг только потому, что подписывали соглашение о взаимодействии на бумаге. Ирония ситуации осложняется тем, что оператору электронного документооборота приходится ждать подписанный оригинал из другого города. Некоторые операторы объясняют это тем, что их корпоративные юристы не готовы работать с электронными документами.
Теперь посмотрим на процесс настройки роуминга, когда соглашение уже подписано. Сейчас это выглядит неоптимально: абонент отправляет своему оператору заявку на подключение контрагента в роуминге, эту заявку получает техническая служба и отправляет запрос по e-mail другому оператору. Происходит все в ручном режиме, а сам процесс во многом зависит от того, насколько он организован у конкретного оператора, загружен ли сам специалист техподдержки, в какое время поступила заявка и т.п. То есть, человеческий фактор во всей красе — в процессе, который может и должен быть автоматизирован.
Насколько эта ситуация может быть трудоемка: крупный генератор трафика, состав контрагентов которого постоянно пополняется и меняется, может добавлять к обмену несколько сотен новых контрагентов в месяц. Соответственно, операторы обязаны обрабатывать десятки заявок на роуминг в день, передавая их между своими техническими службами по e-mail. Ситуация усугубляется тем, что сам генератор трафика может иметь множество зарегистрированных ящиков, с которых одновременно могут поступать заявки. Даже при наличии подписанного соглашения о роуминге, этот процесс может затянуться уже только потому, что заявок много.
Улучшить ситуацию с созданием роуминга могло бы единое адресное пространство, за которое активно выступают некоторые участники рынка ЭДО. Но пока мы не видим существенных успехов в этом направлении.
Поэтому и сложились условия для появления новых участников процесса — роумингового центра (РЦ) от стороннего разработчика. Сейчас операторы уже начали объявлять о присоединении к РЦ, тем более, что теперь это обязательное требование.
Преимущества такого варианта очевидны: единая точка входа, единое адресное пространство, просто развивать платформу и решать оргвопросы. Но есть и недостатки: РЦ явно будет препятствием для развития функциональности операторов, уравнивая возможности всех. Плюс лишнее звено в системе добавляет уязвимости — если «упадет» центр, то встанет обмен сразу у всех операторов. Да и скорость пострадает, хотя для конечного пользователя это не будет особо заметно, в отличие от цены, так как РЦ надо будет оплачивать.
Скорее всего, влияние РЦ будет заметно только в 2017 г., а в данный момент основная нагрузка по настройке роуминга все еще лежит на плечах операторов ЭДО.
Так все же, смогут ли операторы сами форсировать развитие роуминга? Во-первых, стоит понимать, что прямой роуминг по схеме оператор-оператор непременно останется. В нем гораздо больше существенных плюсов: операторы могут договориться по цене, по взаимным компенсациям и даже по синхронизации функциональности. Обмен по прямому роумингу надежнее, быстрее и более предсказуем. Во-вторых, операторы должны воспринимать появление РЦ не как вмешательство в их работу, а как появление альтернативы для контрагентов, теперь прямой роуминг может стать специальной услугой, конкурентным преимуществом. То есть, вероятно, РЦ должен подстегнуть настройку прямого роуминга.
Но стоит помнить, что роуминг, как массовое явление, невозможен без единого адресного пространства и автоматизации подключения. И операторам придется решать эту задачу сообща.
Подводя итог, хочется сделать акцент на том, что несмотря на существующие сложности, роуминг работает. Практически на каждом крупном проекте роуминг используется, например, в интернет-магазине Wildberries и компании Nokian Tyres. При текущей организации роуминга преимущества есть, и они весомы: не требуется настраивать несколько интеграций к разным операторам, расширяется количество контрагентов, которые уже готовы работать в электронном виде.
СПЕЦПРОЕКТ SYNERDOCS