Развитие информационных технологий предъявляет все новые требования к процессу общего образования. И надо сказать, что современные разработчики, осознавая важность перемен в подходах к обучению будущих поколений, предлагают интересные новинки. К примеру, в ИТ-лицее Казанского федерального университета (КФУ) в новом году появится первый в России школьный робот-учитель EVA, который начнет самостоятельно вести занятия. IBM разрабатывает систему персонализированного класса, где учитель станет лишь ассистентом алгоритма. Исходя из знаний, интеллектуальных способностей и особенностей восприятия информации ученика, система подберет ему индивидуальную программу по определенному предмету.
Что касается столичных школ, то новый учебный год принес юным москвичам ряд технических новинок. С сентября у любого образовательного учреждения, где внедрена система «проход и питание», появилась возможность заменить электронные карты учеников альтернативными силиконовыми браслетами «Москвёнок». Благодаря этому гаджету ученики могут проходить в школу и оплачивать питание, не прибегая к использованию наличных денег. Однако переход на использование браслетов зависит от решения руководства учебного заведения и родителей.
С октября учащиеся четырех школ начали осваивать «часы московского школьника», которые помимо функции «проход и питание» дополнены другими сервисами. «Часы не заменят существующие устройства — электронные карты и электронные браслеты — для прохода в школу и оплаты обедов в столовой, а лишь дополнят перечень таких устройств. Мы предполагаем, что это решение привлечет внимание родителей благодаря расширенному функционалу. Часы оснащены SIM-картой с функцией экстренной связи с родителями, кнопкой SOS, соединяющей школьника с оператором экстренных служб и GPS-трекером, позволяющим родителям быстро определить местонахождение ребенка», — пояснил первый заместитель директора Московского центра технологической модернизации образования («ТемоЦентр») Роман Ершов.
По его словам, в настоящее время проходит апробация решения. И если она будет признана успешной самими родителями, чьи дети согласились использовать этот гаджет, то часы поступят в продажу и будут доступны всем жителям Москвы.
Также к техническим новинкам, появившимся в школах, относятся интерактивные парты, 3D-ручки и принтеры. «3D-ручки и принтеры — это не дань современной моде, а системное и плановое развитие технической базы московских школ, нацеленное на достижение новых образовательных результатов. В рамках программ дополнительного образования 3D-лаборатории, которые уже появляются в столичных школах, позволят заниматься сложной проектной работой. Они помогут познакомиться с инженерными профессиями будущего, выстраивать метапредметные связи для формирования практических навыков, которые нужны ребятам для будущей специализации», — отметил г-н Ершов.
Говоря о перспективах образования к 2018 г., он выделил проект «Московская электронная школа», в рамках которого планируется комплексное переоснащение всех московских школ. «Проект представляет собой сочетание новых технологических и программных решений для образовательного процесса. К примеру, в электронном виде учителя смогут писать собственные учебники и методические пособия, составлять сценарии уроков, а также вести журнал. Доступ на основе облачного сервиса ко всем учебным материалам и в любом месте станет отличительной особенностью программно-технического комплекса, разработанного специально для московских учителей», — рассказал г-н Ершов.