«Сейчас только 18% аварий выявляются диагностикой. У нас до сих пор отсутствует глубокий анализ всего жизненного цикла оборудования, работающего на наших объектах энергетики. Все крупные аварии в
Он отметил, что программные комплексы контроля жизненного цикла оборудования пока используются в российской электроэнергетике очень слабо. Основные эксплуатанты — газотурбинные установки, которые выпускаются компанией Siemens. Не понимая, как эксплуатируется то или иное оборудование, нельзя определить причину, почему оно вышло из строя. Что явилось причиной аварийной остановки — не сделанный вовремя ремонт, некачественное топливо, неправильный энергетический режим? Для ответа на эти вопросы нужно проводить контроль технического состояния всего жизненного цикла оборудования по характеризующим его состояние параметрам.
Другая проблема — отсутствие унификации систем государственных компаний, в том числе в части словарей и связи между собой их программных комплексов. Более того, не понимают друг друга даже многие программы, которые работают внутри одного производственного комплекса. В качестве примера замминистра привел используемые на одном из комплексов имущественный, экономический и бухгалтерский модули SAP R/3, которые, хоть и разрабатывались на платформе SAP, но делались в разное время разными компаниями. В итоге отсутствие общих требований к элементам программ и сертифицированных словарей не позволяют компонентам комплекса работать в единой системе.
Роль государства
Евгений Грабчак, директор департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго, обрисовал свое видение места государства в процессе развития Индустриального Интернета: «Наша отрасль по своему уникальна. С 2008 г. она пережила кардинальное изменение, которое оторвало друг от друга ее элементы и разорвало единство технической политики и политики модернизации. Во времена СССР главенствующая роль была у Минэнерго, которое задавало все тенденции по развитию и модернизации энергетической отрасли. Затем этим занималось РАО ЕЭС».
По его словам, после реформы 2008 г. все компании отрасли стали развиваться самостоятельно, проводить свою техническую политику, политику взаимодействия между собой, что привело к ряду проблем. Пример: несинхронизированность развития сетевых программ и программ генерации. По мнению Евгения Грабчака, в этих условиях роль регулятора отрасли должна повыситься.
«Индустриальный Интернет — новый виток промышленной революции. Если в него не впишемся — окажемся далеко позади всех. В этих условиях Министерство энергетики попробует сверху синхронизировать общее видение и с помощью нормативно-правовой и законодательной базы создать единые правила игры и задать тот вектор, куда мы будем развиваться», — заявил он.
Евгений Грабчак сформулировал существующие угрозы энергетической безопасности страны. К внутренним экономическим угрозам он отнес недостаточное инвестирование в обновление производственных мощностей, низкую инновационную активность в энергетическом машиностроении и высокую зависимость от импортного оборудования.
К техногенным угрозам — увеличение удельного веса морально устаревшего и физически изношенного оборудования в сочетании с некачественными или несвоевременно проведенными работами по техническому обслуживанию и ремонту, несоблюдение требований промышленной безопасности, недостаточный уровень автоматизации технологических процессов.
Внутренними экономическими мерами по предотвращению угроз являются обновление основных производственных фондов и стимулирование развитие производства отечественного оборудования и услуг.
Техногенными мерами — совершенствование структуры управления энергетическими системами государственного значения, создание комплексной системы прогнозирования, выявления анализа и оценки рисков аварий, повышение обязательных требований к автоматизации технологического процесса в целях предупреждения и ликвидации аварий на объектах.
Евгений Грабчак подчеркнул важность совершенствования нормативной базы, мониторинга состояния энергетической безопасности и создания единого информационного пространства.
Государство может вполне эффективно воздействовать на промышленные компании и в условиях рынка. Заместитель директора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго Елена Медведева рассказала, что сейчас совместно с Минпромторгом разрабатывается механизм стимулирования использования новых технологий. В настоящее время создается единый отраслевой справочник наилучших доступных технологий, и компании, их использующие, не будут облагаться экологическим сбором. По аналогичному пути может пойти министерство и для стимулирования внедрения Индустриального Интернета.
Вопросы импортозамещения
«Необходимо переходить на программные продукты российских производителей», — напомнил собравшимся поставленную правительством задачу Андрей Черезов. Он отметил, что в энергетике широко распространено программное обеспечение, созданное на платформе SAP: «Это зарубежный продукт и есть возможность определенного внешнего влияния на его работу».
Что-то уже делается. «У нас есть программа импортозамещения по газотурбинным технологиям», — сказала Елена Медведева и подчеркнула, что нужны системы онлайн-диагностики с отечественными компетенциями по аналитике.
Впрочем, от сотрудничества с мировыми лидерами никто отказываться не собирается. Об этом свидетельствует хотя бы участие в конференции таких компаний, как General Electric и Siemens. А одним из путей импортозамещения в области Индустриального Интернета может быть локализация зарубежных производств.
Бизнес-модели платформ Индустриального Интернета
«Интернет вещей для нас не самоцель. Основная цель — повышение эффективности как управлением ресурсами компаний, так и на уровне энергосистем и госкомпаний. Мы будем плотно работать с компаниями, которые предлагают технологические платформы и проговаривать бизнес-модели», — заявила Елена Медведева.
Какими могут быть бизнес-модели предоставления платформ Индустриального Интернета компаниям? Представитель General Electric предлагает предприятиям использовать свою платформу по подписке. Возникает вопрос — на чьей стороне будут затраты на каналы передачи данных на арендуемые платформы? Будут ли платить сами заказчики или держатели платформы?
Или может эффективней будет модель Фейсбука? Когда пользователям все бесплатно, а расходы на платформу покрывает тот, кто строит на ней свои сервисы. Когда, например, фирма, оказывающая аналитические услуги энергокомпании, платит платформе за использование ее ресурсов. «Для нас это тоже вопрос критичный. Чтобы экономическая эффективность не превратилась в дополнительную нагрузку на компании отрасли», — пояснила Елена Медведева.
Сейчас разрабатывается Национальный проект Индустриального Интернета в энергетике. Какие-то предложения, связанные со стимулированием государством перехода на новые технологии, будут представлены и там. Фактически Минэнерго сегодня выступает локомотивом перехода на Индустриальный Интернет в своей отрасли, значительно опережая в понимании существующей проблематики другие министерства. И этот опыт, положительный или отрицательный, можно будет использовать для выработки мер государственных воздействий для перехода на Индустриальный Интернет в других областях промышленности.
Вопросов, конечно, много. Важно, чтобы стремление государства к стимулированию перехода на технологии Индустриального Интернета не привело к формальному выполнению предприятиями непонятных для них требований. Которые будут восприниматься только как дополнительная обуза. Важно, чтобы предприятия понимали преимущества, которые они получат после перехода на новые технологии.