В конце октября компания «Базальт СПО» объявила о выходе дистрибутива «Альт Образование» 8.1, предназначенного для использования в учебных заведениях. Операционная система уже внесена в реестр российских программ, поэтому возможно её применение в рамках программы импортозамещения.
В отличие от множества профильных нишевых решений дистрибутив, ориентированный на применение в школах, имеет определённую специфику. Он должен одновременно отвечать нескольким требованиям, плохо совместимым друг с другом.
Во-первых, процедура установки системы должна быть достаточно проста и понятна — к сожалению, не во всех учебных заведениях есть хорошо подготовленные специалисты по Linux. Вместе с тем, она должна быть гибкой и поддерживать разнообразные варианты развёртывания, поскольку единые стандарты в этой области отсутствуют.
Во-вторых, система должна нормально работать как на новом, так и на устаревшем оборудовании. Современная российская школа — это зачастую «зоопарк компьютеров», полученных из самых разных источников. При этом современное прикладное ПО достаточно требовательно к рабочему окружению, поэтому использование его старых версий не может быть признано хорошей идеей.
В-третьих, дистрибутив должен одинаково хорошо подходить как для школьных компьютеров, так и для домашних машин учителей и учеников. В противном случае они будут испытывать очевидные трудности, и внедрение столкнётся с серьёзными препятствиями.
Совместить всё это в одном продукте непросто. Однако разработчики системы обладают большим (пожалуй, наибольшим в России) опытом создания ориентированных на учебные заведения дистрибутивов, поэтому именно от них можно ожидать удачных решений.
В качестве источника установки могут использоваться как накопители DVD и USB, так и сетевые ресурсы FTP, HTTP и NFS. Также предусмотрена функция инсталляции с раздела жёсткого диска.
При разбиении диска перед установкой системы может применяться традиционный вариант. Наряду с ним доступны возможности размещения на программный RAID-массив или
По умолчанию будет установлена система с рабочим столом Xfce. Однако для более мощных машин можно использовать KDE 5 — все необходимые пакеты для этого имеются. Далее будет рассматриваться «лёгкий» вариант как представляющий большую практическую ценность для учебных заведений, поскольку рабочее окружение KDE предназначено для достаточно мощных машин, которые есть не во всех школах.
Применение этого пользовательского окружения в условиях школы заставляет снова задуматься о вопросе кастомизации. С одной стороны, на уроке требуется максимально возможное единообразие рабочих столов, чтобы преподавателю было проще объяснять ученикам правила работы в системе. С другой — та же система будет устанавливаться и на домашние компьютеры, и там нужно богатство опций.
Также следует принять во внимание, что изучение опций рабочего окружения не входит в основные рабочие планы даже курса информационных технологий. Это сугубо вспомогательный процесс, на который невозможно выделить много времени.
В этом смысле Xfce — достаточно оптимальная среда, находящаяся где-то посередине между перегруженным опциями KDE и предельно унифицированным GNOME. Диспетчер настроек интерфейса включает в себя 20 различных инструментов, минимум половина из которых может вообще не понадобиться.
Впрочем, достаточно оптимальная — это ещё не совсем оптимальная. В частности, в рабочей среде не хватает некоторых опций, важных для учебного заведения.
Во-первых, для настройки ввода специальных символов применяется только Compose. Разумеется, на вкус и цвет товарищей нет, а «третий ряд» удобней в применении и проще в запоминании. А ведь данной опции школе следует уделять особое внимание — с умения грамотно писать по сути начинается образование.
Причём решается проблема очень просто и для этого не нужно вносить никаких изменений в код рабочей среды. Достаточно добавить в список автоматической загрузки команду «setxkbmap -option grp:caps_toggle,lv3:lalt_switch,misc:typo», включающую соответствующую возможность. Разумеется, пункт можно сделать неактивным, а в сопроводительной документации указать, каким образом можно заменить клавишу, отвечающую за «третий ряд».
Во-вторых, в системе есть некоторые недостатки при работе на ноутбуке. Безусловно, в школах такие устройства применяются крайне редко, но дома они очень распространены.
В частности, при установке на ноутбук Dell Vostro в каталоге /etc/X11/xorg.conf.d не оказалось файла 50-synaptics.conf, отвечающего за тачпад. Разумеется, это не критическая ошибка — нужный файл можно скопировать из каталога /usr/share/X11/xorg.conf.d. После этого в штатном инструменте настройки появляются специфические для устройства опции.
Впрочем, хороший учитель легко превратит минусы в плюсы, дав задание ученикам самостоятельно кастомизировать систему. Это будет хорошая практика по поиску информации в сети. А может быть, кто-то всерьёз увлечётся проблемами эргономики — таких специалистов в России мало, хотя они очень нужны.
Что касается возможностей системы по организации учебного процесса, то они достаточно велики и учитывают специфику пользователя. В частности, решение позволяет:
· организовать централизованное управление учебным классом;
· применять бездисковые клиенты с сохранением данных на сервере;
· использовать мультимедийные учебные материалы при помощи ОМС-плеера;
· интегрировать рабочую станцию в сеть с аутентификацией посредством Active Directory и LDAP/Kerberos, а также централизованным управлением пользователями;
· развернуть систему для автоматизированного тестирования знаний учащихся.
В поставку входит большое число специализированного учебного ПО. Разумеется, особый упор при этом сделан на уроки информатики. Преподаватель сможет проводить занятия по программирования на языках Pascal и Basic, использовать на уроках алгоритмический язык «Кумир». Все необходимые для этого программные средства полностью русифицированы.
Также можно проводить занятия по компьютерной графике, работе с офисным ПО и т. п. Таким образом, система позволяет решать практически все учебные задачи, стоящие перед современной школой.