Нынче самым модным словосочетанием среди руководителей организаций стал искусственный интеллект (ИИ), но переход к этой технологии отнюдь не очевиден и не прост, даже для тех, кто участвует в разработке наиболее продвинутых продуктов и платформ. У многих организаций пока плохо получается даже включить управление данными в процесс собственной цифровой трансформации, так как же им справиться еще и с этой новой задачей?
Недавно в Европе состоялась серия интересных мероприятий, в том числе конференции Big Data Spain в Мадриде и GOTO в Берлине. Обе конференции почтили своим присутствием известные отраслевые деятели и представители ключевых организаций, обе конференции посетило большое количество людей (порядка тысячи участников на каждой), при этом оба мероприятия были прекрасно организованы и были посвящены прогрессивным тематикам.
К тому же на обеих конференциях очень живо освещались вопросы внедрения ИИ в ежедневный уклад жизни технических специалистов и бизнесменов, что отразилось на программе мероприятий и было заметно по интересу, проявленному к выступлениям на тему ИИ.
Тем не менее, для большинства ИИ остается понятием трудноуловимым и малопонятным. Что же такое ИИ, с какой стороны к нему подойти и для чего он нужен с практической точки зрения?
На сегодняшний день средства аналитики получили широкое распространение, они довольно хорошо изучены и успешно применяются во многих организациях. Так что, возможно, именно они могут послужить неплохим отправным пунктом для организаций, желающих вступить на путь внедрения ИИ, считает Рамкумар Равичандран, директор Visa по аналитике и A/B-тестированию.
От данных к аналитике, а позже — к ИИ
Согласно классификации Gartner, аналитике присуща некая цепочка развития, первое звено которой составляют инструменты наглядного отображения, далее следуют средства диагностики и прогнозирования и замыкает цепочку высшее звено — предписывающая аналитика. Многие организации все еще находятся на стадии наглядного отображения, в которой применяются более или менее традиционные подходы к бизнес-аналитике: все данные собираются воедино, а затем с помощью средств визуализации по этим данным судят о сложившейся ситуации.
Диагностическая аналитика призвана разобраться в причинах конкретного события. В ней применяются такие техники, как углубленная детализация, обнаружение данных, поиск закономерностей в данных (data mining) и корреляция. Большая часть аналитических платформ встраивает эти возможности в свои продукты и сервисы.
Но по-настоящему эта тема становится интересной, если средствами прогнозной аналитики попытаться предсказать то, что будет происходить в будущем. Обычно это происходит путем отработки прогнозных моделей машинного обучения (machine learning, ML) на существующих данных. Именно по этой причине Равичандран считает, что аналитика — это ступень в эволюции, ведущей к ИИ.
Ключевые вопросы здесь следующие: состоит ли ИИ в формулировании прогнозов с помощью машинного обучения и является ли внедрение аналитики обязательным для этого условием.
ИИ-решения разрабатывались и использовались задолго до появления аналитики. Примером могут служить экспертные системы, которые годами применяются с разной степенью успешности в таких сферах, как медицина и сельское хозяйство, причем применяющие их организации могут даже не догадываться об аналитике как таковой.
Поэтому ИИ-специалистам мнение о том, что аналитика является необходимым условием для ИИ, может сперва показаться странным. Но при этом стоит учитывать разные сопутствующие факторы: в традиционных ИИ-системах базы знаний обычно формируются и отбираются на основе привлеченных со стороны экспертных знаний, и их считают истиной в последней инстанции.
У современных же организаций имеется масса источников данных с разной степенью надежности: эти источники могут друг другу противоречить, причем объем данных и скорость их получения и обработки также могут отличаться.
Поэтому для тех, кто работает в сфере аналитики, путь от аналитики к ИИ кажется естественным и прагматичным шагом вперед, да и все, что касается фильтрации данных, их надежности, местонахождения и интеграции в самом деле представляет с их точки зрения необходимое условие для ИИ.
Трудности с машинным обучением
Прежде чем разбираться, является ли машинное обучение сутью ИИ, давайте на минутку задумаемся, как заставить ML действительно заработать. У всех на слуху дефицит специалистов по обработке данных, а также разнообразие и редкость их знаний и умений; к тому же далеко не так просто сплотить весь персонал, задействованный в
Как известно любому бывалому инженеру, самое главное — это не как строить, а что строить: важно создавать что-то правильное и нужное.
Канва машинного обучения (Machine Learning Canvas, MLC) — это инструмент, разработанный Луи Дораром, сооснователем серии конференций papis.io. Она нужна для того, чтобы у людей, совместно работающих над
Но даже несмотря на то, что инструменты вроде MLC могут помочь коллективам разнопрофильных сотрудников объединить свои усилия для совместной работы, они все же не могут разобраться с целым набором проблем, связанных с
Как заметили сотрудники Google, работающие над
В настоящее время известных решений этих проблем не существует, но акцентирование внимания на них — это уже шаг в нужном направлении. В дальнейшем мы продолжим искать способы справиться с некоторыми из этих проблем, а также прорабатывать вопросы взаимосвязи между ML, данными, метаданными и последними достижениями в области глубинного обучения и ИИ.