АО «НПП «Салют» специализируется на выпуске радиолокационных станций, средств наблюдения и управления стрельбой корабельной артиллерии, производит сложное гражданское радиоэлектронное оборудование. Основным видом деятельности предприятия является выполнение контрактов по государственному оборонному заказу (ГОЗ). Большинство заказов имеет длительный цикл выполнения — от нескольких месяцев и до года.
Работа над ГОЗ достаточно жестко регламентируется действующим законодательством. Предприятие обязано выполнять требования Приказа Минпромэнерго России N 200 от 23.08.2006 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой̆ по государственному оборонному заказу» (далее по тексту —
Что это означает на практике?
При заключении контракта предприятие-исполнитель должно предоставить заказчику конечную смету затрат по проекту и в дальнейшем придерживаться установленных сумм. Все затраты должны быть четко отслеживаемы и объяснимы. Речь сейчас идет не только о прямых, но и о косвенных расходах.
Кроме самих затрат, контролируется использование денежных средств: предприятие-исполнитель ГОЗ не можем произвольно распоряжаться деньгами, которые были получены в рамках того или иного государственного контракта — только для оплаты материалов и услуг, зарплаты и налогов, которые входят в состав работ по этому контракту.
Исторически автоматизация АО «НПП «Салют» шла эволюционно — в зависимости от текущих потребностей того или иного отдела, не было единого подхода и архитектурной систематизации. Практически все отчеты собирались вручную из разных источников — отдельных информационных систем, часть информации могла быть утеряна, старая бухгалтерская система не обеспечивала необходимой прозрачности учета ГОЗ.
Вот несколько примеров.
Склады предприятия вели «ручной» учет на карточках, один раз в месяц эти данные вносились в старую систему, после чего в бумажном варианте остатки на конец месяца передавались всем оперативным службам (отделу снабжения, отделу комплектации, ПДО). То есть остатки материальных запасов были актуальны один раз в месяц, а все остальное время всем службам приходилось только догадываться о состоянии склада или обращаться напрямую и выяснять эту информацию у кладовщиков.
Другой пример из области учета договоров — договорная база предприятия (с графиками исполнения, сроками платежей, дополнительными соглашениями и прочим) была «оторвана» от базы бухгалтерского учета. В результате основной отчет «Реестр договоров», который показывает информацию по анализу исполнения и финансирования этапов договоров, каждый раз собирался вручную в Excel. Составление такого отчета занимало больше двух недель времени.
Для АО «НПП «Салют» важной является информация по открытию и закрытию производственных заказов. К сожалению, она не всегда гарантированно попадала ко всем заинтересованным службам. В итоге на предприятии не было единого списка выполняемых на данный момент заказов, что приводило к проблемам в учете (затраты могли списываться на заказы, которые ещё не начаты или уже выполнены).
Ну и, конечно, проблемы в бухгалтерском учете: не был автоматизирован налог на прибыль, на имущество, земельный и транспортный налоги. Часть операций по НДС велась вручную. Не было автоматического распределения зарплаты по заказам, проводки вбивались вручную. Процедуры распределения расходов и расчета остатков незавершенного производства были настроены много лет назад, и на предприятии не было четкого представления, как именно происходит расчет, насколько эта информация достоверна.
В связи с ростом числа новых контрактов ситуация не улучшалась, поэтому было принято решение автоматизировать учет и управление всем предприятием в одной информационной системе. Критерии выбора решения для автоматизации:
- Система должна была предназначаться для комплексной автоматизации всего предприятия, а не только отдельных учетных участков.
- Разработчик программы должен был иметь хорошую репутацию и значительный опыт создания ERP-систем в России.
- АО «НПП «Салют» является организацией ОПК, поэтому нужен был только отечественный программный продукт.
- Наличие на рынке большого количества компаний и специалистов, которые способны провести качественное внедрение.
По данным критериям, и учитывая стоимость программы и ее внедрения, было принято решение о внедрении системы «1С:ERP Управление предприятием 2», с ведением учета и управления в одной базе.
Для проекта автоматизации АО «НПП «Салют» были определены следующие границы:
- Учет товарно-материальных ценностей (далее ТМЦ) и складской учет.
- Продажи и учет договоров.
- Бухгалтерский и налоговый учет.
- Учет затрат и расчет себестоимости.
- Расчет заработной платы и кадровый учет.
- Управление денежными средствами и бюджет движения денежных средств.
В качестве партнера по внедрению был выбран Внедренческий центр «Раздолье», имеющий значительный опыт выполнения проектов автоматизации предприятий ОПК с помощью «1С:ERP».
Проект длился 14 месяцев. В проекте было автоматизировано более 150 рабочих мест.
В ходе реализации проекта удалось решить ряд организационных проблем координации работы отдельных подразделений, организовать процесс эффективного ввода большого объема данных и самое главное — учесть необходимую специфику автоматизации предприятия ОПК. В результате, в сентябре 2016 года система переведена в промышленную эксплуатацию.
Среди результатов проекта можно выделить следующие:
- Автоматизированы основные требования законодательства РФ по учету ГОЗ —
200-го приказа,275-ФЗ, 47-го постановления:- Ведется учет договоров и их этапов, а также дополнительных соглашений, заключенных в рамках контрактов.
- В программе составляется плановая калькуляция стоимости контракта, которая потом используется для нормирования затрат. В результате запуска системы «1С:ERP» стало возможно оперативно получать анализ себестоимости и незавершенного производства в разрезе статей калькуляции. В любой момент времени можно посмотреть анализ затрат в разрезе заказов с процентами выполнения по затратам.
- Закупки и работы подрядных организаций привязаны к исполняемым контрактам.
- Все затраты персонифицированы, их легко проверить и отследить.
- Полностью отслеживается денежный поток в разрезе контрактов, включая начисление и выплату заработной платы.
- Первичные документы, выписываемые из программы, имеют привязку к номеру ГОЗ.
- Первичные операции движения ТМЦ оформляются на местах их возникновения, что позволяет избежать ошибок, уменьшить пересортицу и снять с бухгалтерии часть несвойственной для нее работы. В результате все заинтересованные службы в оперативном режиме могут видеть оперативные остатки ТМЦ и планировать их поступление на склад.
- В два раза сократился срок подготовки регламентной отчетности.
- На 70% снизилось количество отчетов собираемых вручную.
- Время подготовки отчетности (по анализу исполнения Договоров с заказчиками и исполнителями) сократилось в результате автоматизации на 40%.
- Предприятие получило систему сквозного учета — от заключения договора, до его исполнения.
- В целом, на предприятии удалось отказаться от использования нескольких разрозненных программных продуктов и организовать работу в единой системе, с реализацией принципа однократного ввода первичной информации. Это привело к увеличению качества учета, снижению рутинной работы бухгалтерии и смещению работы специалистов в область контрольных и управленческих функций.
Главный бухгалтер АО «НПП «Салют» Наталья Николаевна Буторина отмечает: «Внедрение „1С:ERP“ на нашем предприятии позволило бухгалтерии практически полностью отказаться от ручной работы. Внесение информации в программу передано на места — туда, где фактически происходит работа, поэтому бухгалтер теперь не занимается двойным вводом информации, и её регулярной сверкой, а только лишь контролирует правильность оформления документов. Это значительно сократило „вредную“ нагрузку на специалистов, повысило оперативность работы и качество предоставляемых отчетных данных. Теперь мы совершенно уверены в тех сведениях, которые готовим для руководства предприятия и контролирующих органов».
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ