Motorola — это без преувеличения легендарный бренд. Пребывая на гребне популярности, всего лишь несколько лет назад компания выпускала неисчислимое количество смартфонов, не боясь экспериментов и связанных с ним рисков. Высокую ноту в конкурентной борьбе задавала другая легендарная компания — Nokia, но Motorola всегда находила чем ответить. Чего только стоил телефон-раскладушка Motorola RAZR V3, выпущенный в далёком
Этот список можно продолжать, но все мы знаем чем закончилась история «той» Motorola — вначале в 2011 г. её за 12,5 млрд. долл. купила Google, но, так и не сумев грамотно распорядиться активом, продала (уже за 2,9 млрд. долл.) китайской Lenovo. Нужно заметить, что речь идёт о производителе мобильных телефонов Motorola Mobility, помимо неё существует отдельный бренд — Motorola Solutions, поставляющий телекоммуникационное оборудование.
Но новый владелец также не смог улучшить бизнес переживающей нелёгкие времена компании. Генеральный директор Lenovo Ян Юаньцин в интервью изданию The Wall Street Journal признался, что несмотря на изначальную уверенность компании в том, что ей удастся реанимировать увядший бизнес Motorola Mobility, реальность на самом деле оказалась иной. Через два года после поглощения в компании было сокращено около 2 тыс. рабочих мест. В мае
Китайская компания уже имела опыт интеграции проблемных предприятий, полученный вместе с приобретением компьютерного бизнеса IBM — Lenovo удалось стать лидером мирового рынка ПК, обойдя многолетнего лидера HP. Но в случае с Motorola Mobility камнем преткновения оказались культурные корни. «Наша проблема была в том, что мы не знали друг друга... Мы недооценили различия культур и бизнес-моделей», — заявил он.
Когда Lenovo выкупила Motorola у Google, все ожидали обещанного Юаньцином «сохранения бренда» и «создания сильного обладателя третьего места на мировом рынке смартфонов с хорошими шансами выхода на первые две позиции списка». Но вместо этого Lenovo выбыла из пятерки крупнейших производителей смартфонов, уступив Huawei, Oppo и Vivo. По сути, Huawei стала тем, кем себя видела Lenovo — лучшим претендентом на первые два места в списке лучших, у которого есть возможности, чтобы конкурировать с Apple и Samsung.
По мнению обозревателей WSJ, проблемы Lenovo в случае с Motorola показывают существование возможных подводных камней для сделок, заключаемых китайскими и американскими партнерами. Согласно исследователям Dealogic, в 2016 г. компании из Поднебесной потратили на приобретение американских активов рекордные 226,4 млрд. долл. Регуляторы и законодатели в США, Германии, Австралии и других странах начали более внимательно смотреть за активностью китайских компаний, опасаясь, что сделанные им приобретения сокращают рабочие места и угрожают национальной безопасности различных стран.
Впрочем, глава Lenovo рассчитывает, что ситуация с Motorola начнет улучшаться. По его словам, в прошлом году компания на 30% увеличила рекламные и маркетинговые расходы на продвижение бренда Motorola (большая часть затрат пришлась на II полугодие), что позволило добиться значительного мирового спроса на новый флагманский смартфон Moto Z. Motorola Mobility готовится представить в рамках Mobile World Congress 2017 в Барселоне несколько новых смартфонов.