В преддверии намеченной на 14 февраля конференции «Юридически значимый документооборот 2017» редакция PC Week обратилась к ключевым спикерам конференции с предложением поделиться своим мнением относительно современного уровня организационного, юридического и технологической обеспечения электронного взаимодействия отечественных предприятий и организаций с госрегуляторами и контрагентами, включая вопросы роуминга операторов электронного документооборота (ЭДО), о драйверах, проблемах и перспективах сферы ЭДО, а также рассказать о том, какую тему докладчик собирается осветить в своем выступлении на конференции. Вот что нам сообщил Валентин Солодилин, архитектор решений, «Логика бизнеса» (ГК АйТи).
— Регулятору нужно больше последовательности в своих действиях, а также обязательно синхронизировать их как с бизнесом (что часто забывают делать), так и с появившимися операторами ЭДО.
Доля ЭДО на данный момент мизерная, по некоторым данным менее 1%. Пока использование ЭДО выглядит «обязаловкой» — клиенты не видят для себя выгод от ЭДО, так как они скрыты за горами организационных, законодательных и технологических рисков. Бизнес сейчас внедряет юридически значимый ЭДО (ЮЗ ЭДО) только для обмена счетами-фактурами, а также накладными и актами в формализованном виде. Самым обоснованным внедрение ЮЗ ЭДО видится в ритейле, где преобладают именно такие формы документов. В крупном бизнесе внедрение ЮЗ ЭДО будет буксовать до тех пор, пока существует много законодательных рисков, связанных, в частности, с долговременным хранением документов, действием сертификата подписи, облачным подписанием, отсутствием понятий электронной копии электронных документов и т. д.
По-хорошему, крупному бизнесу надо бы взять становление ЮЗ ЭДО в свои руки, а не ждать, когда государство полностью выстроит все законодательные нормы и процессы под них. Бизнес должен проанализировать выгоды от ЮЗ ЭДО и потребовать от государства надлежащую законодательную базу.
Иначе становление рынка будет идти криво. Примером тому прошлогодний приказ Минфина (№ 174н) о роуминге при обмене электронными документами: с одной стороны, вроде видна забота о компаниях, с другой, видно, что сделано для галочки. Государство просто требует и не задумывается о различных проблемах и рисках реализации своих приказов. Приказ привел к созданию так называемых роуминговых центров, что, в свою очередь, разделило операторов условно на два лагеря. «Вдруг откуда ни возьмись» появился Ростелеком, который представился роуминговым центром, через который все операторы ЭДО должны наладить взаимодействие (нужно понимать, что до этого Ростелеком на рынке услуг ЭДО представлен не был и в становление этого рынка особо не вкладывался, взяв за технологическую основу наработки РОСЭУ). Второй лагерь — четверка крупных операторов ЭДО, возглавляемых «СКБ Контур». Хорошо это или плохо, пока трудно судить.
Главное, чтобы не появилась проблема роуминга между самими роуминговыми центрами. Конкуренция хороша, когда для конечного потребителя она обеспечивает широкий выбор качественных услуг, а не борьбу двух противостоящих лагерей за влияние без качественного роста услуг.
В моем докладе на конференции будет представлено новое решение для автоматизации юридически значимого электронного документооборота «Логика ЮЗ ЭДО», его возможности, архитектура и пример реализации в территориально-распределенной компании. Отличительные особенности системы в том, что она предусматривает одновременную работу с несколькими операторами ЭДО без необходимости переключения между ними. Система позволяет также обрабатывать входящие и исходящие документы между дочерними компаниями и подразделениями холдинга, минуя операторов ЭДО. И главное — способ ее развертывания: система внедряется в существующую архитектуру заказчика как отдельное решение и интегрируется с другими корпоративными системами с помощью API. Благодаря этому актуальность решения поддерживается за счет получения обновлений, в которых все изменения уже учтены. Это важно, поскольку законодательство в части ЮЗ ЭДО меняется очень часто. Если же система развертывается путем добавления функциональности ЮЗ ЭДО в текущие решения заказчика, как это делается обычно, то нужно постоянно дорабатывать всю информационную систему.
При разработке «Логики ЮЗ ЭДО» мы так и ставили себе задачу: компаниям должно быть удобно и менее затратно внедрять и использовать юридически значимый электронный документооборот. Риски снижаются, и на этом фоне выгоды от ЭДО становятся заметнее. Именно такие системы будут способствовать росту рынка ЭДО в России.
Зарегистрироваться для участия в конференции можно по адресу.