Здравоохранение — одна из наиболее важных и интересных областей применения ИТ. С одной стороны, это ключевая сфера жизни всего общества, которая затрагивает в самом прямом смысле каждого человека, и потому вопросы повышения ее эффективности и качества являются крайне актуальными. С другой стороны, медицина — это область приложения самых разнообразных ИТ, именно тут порой проходят проверку практикой множество инноваций, которые потом находят применения в других отраслях.
Как и во многих других сферах ИТ-жизни нашей страны, сейчас основные акценты информатизации государственной системы здравоохранения быстро смещаются на места — в регионы, туда, где непосредственно оказывают медицинские услуги. О том, как идут дела по внедрению ИТ в медицинских учреждениях на региональном уровне, с директором Государственного бюджетного учреждения здравоохранения особого типа Владимирской области «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ) Марией Дегтеревой беседовал обозреватель PC Week Андрей Колесов.
PC Week: Как можно в целом охарактеризовать ход информатизации системы здравоохранения за последние годы? Какова в этом роль вашего центра?
Мария Дегтерева: Если говорить о целях и задачах нашего МИАЦ, то речь идет о реализации во Владимирской области долгосрочного проекта по созданию регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Внедрение ИТ в областном здравоохранении идет уже давно, но в этом процессе были этапы с разной активностью. Так, еще несколько лет назад этот проект находился, скорее, в стагнации. Но ситуация резко переменилась примерно в
МИАЦ занимается всеми вопросами информатизации региональной медицины, а это — 100 медицинских организаций (больницы, поликлиники, станции скорой медицинской помощи и др.), около 4500 врачей, 25 000 среднего медицинского персонала и, конечно, 1,4 млн. жителей области. Такие центры созданы по всей стране. Работа у нас — я тут позволю себе сказать и за коллег из других регионов — непростая. Качество медицины и уровень ее информатизации — важные показатели деятельности области в целом. А решаемые задачи — сложные, к тому же, к сожалению, часто меняющиеся. По моим оценкам, во многих субъектах федерации руководители таких центров меняются чуть ли не каждые полгода.
Структура МИАЦ была создана в 2005 г. путем реорганизации Областного бюро медицинской статистики, появившегося в
PC Week: Что же вам удалось сделать, на какие рубежи выйти?
М. Д.: Хотя сделано еще далеко не все, но уже сегодня можно говорить о создании каркаса единого информационного пространства в областном здравоохранении. И главное: реальные эффекты от внедрения ИТ наглядно видят и население, и сотрудники медицинских учреждений, и администрация региона. И наличие этих эффектов укрепляет уверенность в необходимости дальнейшего движения в этом направлении.
Можно сказать, что ушла в прошлое практика приобретения техники вообще, когда отчитывались за покупку, а не за использование компьютеров. Сейчас все закупки ведутся под вполне конкретные задачи и конкретное применение. Уже четвертый год в медицинских учреждениях идет массовое внедрение электронных медицинских карт (ЭМК).
PC Week: И как идет этот процесс?
М. Д.: Непросто, но прогресс есть, и уже есть уверенность в конечном успехе. В реализации проекта ЭМК мы используем облачное решение Ростелекома. Одна из главных наших задач — перевод работы врачей с бумажного формата на электронный, их обучение и убеждение в том, что ЭКМ — это не дань моде и не обязаловка сверху, а то, что реально нужно не только для повышения эффективности работы системы здравоохранения в целом, но и улучшения условий работы конкретного врача.
Процесс идет сложно, но при этом видно, что некоторые стереотипы о трудностях внедрения ЭМК оказываются мифами. Например, оказалось, что эти методы быстрее осваивают небольшие структуры, у нас есть примеры, когда небольшие амбулатории, где работают всего два врача, уже перешли на ЭМК на 100%. Причем в таких местах часто трудятся те, кому за пятьдесят, т. е. возраст — совсем не помеха.
Очень хорошо прошло внедрение ЭМК в детских больницах. Но есть и учреждения, где к работе с ЭМК еще и не приступали. Все же нужно признать, что сопротивление внедрению ИТ со стороны пользователей — от среднего медперсонала до уровня заведующих отделениями — очень велико. Сегодня основной метод внедрения информатизации — административные меры, проще говоря, принуждение. Продвижение ИТ идет сверху, во многом благодаря активному давлению со стороны федерального руководства. Я считаю, что такой подход является не просто оправданным, но и вполне естественным: если посмотреть, то именно такие методы наиболее эффективны в государственном секторе. Да и в коммерческой среде, наверное, тоже.
PC Week: Кроме государственной медицины есть еще частная. Этот сектор также находится в вашем ведении?
М. Д.: Частный сектор есть, он развивается, в том числе потому, что туда перенаправляется поток пациентов по схемам медицинского страхования. Но при этом частный медицинский сектор лежит вне поля нашей ответственности в плане информатизации. Получается, что он оказывается вне создаваемого нами единого информационного пространства. Минздрав знает об этой проблеме и обещает ее как-то решать, но пока никаких нормативных документов на этот счет нет.
PC Week: А что с другими направлениями информатизации? Электронные рецепты? Электронная запись к врачам?
М. Д.: Электронные рецепты для нас — давно прошедший этап, это было реализовано в области еще в 2003 г. Для бумажных носителей используется система штрихкодов, которые считываются в любой аптеке.
В
В прошлом году во Владимирской области услугами электронной регистратуры воспользовались 3,8 млн. человек. Если учесть, что в регионе 1,4 млн. жителей, получается, что каждый из них в среднем воспользовался за год этой услугой почти три раза. Притом что три года назад, после ввода этой системы в промышленную эксплуатацию (а до этого был еще год пилотного этапа), за год ею воспользовались только 400 тыс. человек. И хорошо видно, как расширялась популярность услуги: если сначала ею пользовалась в основном молодежь, то сейчас основная категория — это люди старшего возраста.
В
PC Week: Из вашего рассказа видно, что вы активно используете облачные модели.
М. Д.: Да, именно так, у областной системы здравоохранения нет собственного ЦОДа, и потому мы ориентируемся на использование серверных вычислительных услуг внешних провайдеров.
PC Week: В январе этого года прошла новость о запуске во Владимирской области региональной интеграционной шины для здравоохранения, которая должна обеспечить электронный документооборот между медицинскими организациями. Что вы можете сказать об этом проекте?
М. Д.: На самом деле этот проект сейчас находится еще на раннем пилотном этапе, и даже целый ряд принципиальных архитектурных вопросов еще только прорабатывается. Какой вариант решения будет принят в окончательном виде, будет понятно только некоторое время спустя, скорее ближе к осени. Но сейчас можно сказать, что интерес к самой идее использования механизма такой интеграционной шины очень высок, и, наверное, именно это архитектурное решение будет в существенной степени определять будущее развитие системы информатизации регионального здравоохранения. Более того, анализируя пройденный нам путь по внедрению ИТ за последние годы, можно сделать вывод, что именно с создания такой шины нужно было начинать внедрение всего нашего ИТ-комплекса.
PC Week: Внедрение ИТ почти всегда связано с решением кадровых задач. Нужно проводить переобучение уже имеющегося персонала, встают вопросы готовности к новым реалиями молодых специалистов, которые приходят из училищ и вузов. Как у вас обстоят дела в этой сфере?
М. Д.: Кадровая ситуация очень непростая, даже если говорить вне контекста ИТ. К сожалению, обеспеченность медицинскими кадрами во Владимирской области даже ниже средней по России, это касается и врачей, и среднего медицинского персонала. Своего медицинского вуза у нас нет, молодые кадры приезжают из соседних регионов. В области есть целая система преференций для привлечения медицинских работников, в некоторых городах молодым специалистам сразу предоставляется жилье, но даже такие меры не очень помогают — я знаю места, где стоят пустые квартиры, выделенные для врачей.
А общий кадровый голод совсем не способствует внедрению новшеств. Ведь любое ИТ-внедрение — это повышение нагрузки на сотрудников на начальном этапе. А как можно повышать нагрузку, если она и без того выше средней?
PC Week: Но вообще-то одна из задач автоматизации — это как раз решение проблемы кадрового дефицита за счет, с одной стороны, повышения эффективности работы врача, а с другой — повышения привлекательности специальности для молодежи. В какой степени молодые врачи и медсестры готовы к использованию ИТ-средств, или их тоже нужно сразу переучивать?
М. Д.: Тут видится как раз другая проблема: приходящая из вузов молодежь ориентируется на более высокий уровень ИТ, чем тот, что мы можем ей предложить.
PC Week: Говоря о внедрении ИТ в государственном секторе, почти всегда упоминают о недостатке финансирования...
М. Д.: Знаете, в нашем случае, наверное, правильнее говорить о проблеме не очень эффективного использования выделяемых денег. В рамках реализации федеральной программы «Здоровье» в
Надо сказать, что общая очень большая проблема (насколько я знаю, не только у нас, но практически во всех субъектов федерации) — выполнение выигранных госконтрактов исполнителями. Как-то так удивительными образом получается, что желание работать у подрядчиков довольно часто пропадает сразу после победы в тендере, порой они начинают делать что-то свое, а не то, что нужно заказчику. И как это ни странно, но заложником этой ситуации оказывается именно тот, кто платит деньги, потому что не «освоить» выделенные средства просто нельзя.
Мы до сих пор мало знаем о единой концепции информатизации здравоохранения страны, да и есть ли она? А в этих условиях весьма сложно вести работу на уровне области, потому что мы являемся частью общегосударственной системы и во многом просто зависим от федерального уровня. Например, именно на федеральном уровне ведется Регистр медицинских работников, куда данные поставляются из регионов. Сейчас началась его пятая реконструкция за последние 10 лет.
Еще несколько лет назад мы сформировали иерархическую систему такого регистра, когда сначала собирали информацию от разных организаций, проверяли ее, потом заносили в региональный регистр, откуда уже проверенные данные записывались в федеральные базы данных. Сейчас предлагается фактический ликвидировать региональный уровень, что мне представляется не очень верной идеей.
PC Week: И как же в таких условиях вы реализуете свою собственную региональную стратегию информатизации здравоохранения?
М. Д.: Мы ориентируемся на задачи и потребности области с учетом возможных изменений федеральных требований.
PC Week: Если оглянуться на пройденный путь, как бы вы ответили на такой вопрос: если можно было бы вернуться на несколько лет назад, то чтобы вы с учетом уже имеющегося опыта сделали иначе?
М. Д.: Тут мне все же придется вернуться к единой интеграционной шине. Наверное, нужно было тогда начинать именно с ее создания и ориентации на иные архитектурные подходы к информатизации областного здравоохранения. Собственно, мы тогда и предлагали такую архитектуру, но был принят иной вариант. Было решено использовать централизованную модель информатизации с тиражированием на местах единого набора средств. А с помощью шины можно было бы реализовать другой вариант: дать возможность самим учреждениям выбирать и внедрять решения, которые они сочтут нужными.
PC Week: А каковы ваши планы на видимую перспективу?
М. Д.: Одна из главных ближайших задач для нас — выполнение федеральных требований по созданию на Портале госуслуг личного кабинета «Мое здоровье», в котором пациент может познакомиться со всеми своими медицинскими документами. И одновременно мы хотим создать электронный «Кабинет врача», где будет собрана вся информация , необходимая конкретному доктору. Надеюсь, что результаты этих проектов можно будет увидеть к концу лета.
PC Week: Спасибо за беседу.