16 февраля в Москве в рамках совместной пресс-конференции компании KYOCERA Document Solutions и аналитического агентства IDC были представлены данные IDC за 2016 г. и прогнозы на 2017 г. по российскому рынку устройств и сервисов печати.
Ведущий аналитик IDC Константин Макаренков сообщил, что несмотря на кризисную ситуацию последних лет и сокращение общих расходов на ИТ в России, их структура остается стабильной и характерной для развивающихся стран — первое место пока занимают расходы на оборудование (до 60%). В развитых странах Запада ситуация обратная — там превалируют ПО и услуги, основной задачей для компаний является не покупка железа, а способ правильно организовать его функционирование. Тем не менее, слабая тенденция по направлению к западной модели наблюдается и в России.
По количеству установленных устройств печати (принтеров и МФУ) Россия находится на уровне таких стран, как Великобритания и Франция, однако если посчитать количество устройств, приходящихся на душу населения, то наблюдается двукратное отставание, отметил г-н Макаренков.
После кризиса объем инсталлированной базы печатных устройств стал медленно сокращаться и, по оценкам IDC, этот процесс продолжится вплоть до 2020 г., когда падение должно прекратиться. В 2015 г. количество проданных устройств печати сократилось на 36% по сравнению с
Иначе выглядит рынок в денежном выражении. Согласно исследованиям IDC, в 2016 г объем российского рынка печатающих устройств в долларовом исчислении вырос на 10,6%. Самые быстрые темпы роста продемонстрировал сегмент струйных МФУ — здесь рост достиг 29,2%, а в штучном — 12,4%. Это связано с существенным удешевлении стоимости печати, вызванном внедрением СНПЧ рядом вендоров.
Продажи лазерных устройств в 2016 г. просели в штучном выражении на 3,5%. Наибольшее падение наблюдалось в сегменте принтеров: на 7,1% упали продажи монохромных устройств и на 11,1% — цветных, падение МФУ оказалось не столь существенным, а в сегменте цветных лазерных МФУ наблюдался даже небольшой рост — на 1,1%.
Константин Макаренков сформулировал следующие выводы IDC по российскому рынку печати:
· В 2016 году происходила адаптация вендоров и каналов сбыта к изменившейся экономической ситуации, вендоры вырабатывали инструменты продаж в новых условиях (например, продажа усиленного комплекта расходников «из коробки», выпуск моделей-флагманов с агрессивной ценой, иногда за счет сокращения их возможностей и технических характеристик).
· Пользователи в значительной мере стали переходить на неоригинальные расходные материалы, с различными результатами такого перехода.
· Пользователи стали активнее считать деньги — они более пристально изучают характеристики оборудования, оценивают TCO, возможности применения неоригинальных расходных материалов.
· В 2017 г. будет происходить дальнейшая стабилизация рынка и планомерная работа вендоров и каналов сбыта, если, конечно, не произойдет серьезных макроэкономических потрясений.
Представитель IDC не обошел вниманием и рынок услуг управления печатью. Аналитическая компания выделяет три уровня таких услуг:
· техническая поддержка печати, в которую входят только техобслуживание и ремонт оборудования;
· базовая ступень, когда подрядчик берет на обслуживание готовый «зоопарк» устройств, сформировавшийся у заказчика, дополнительно обеспечивая удаленный мониторинг, комбинированный биллинг и отчетность;
· полноценные услуги управления печатью (MPS, MDS), подразумевающие оценку существующей инфраструктуры, проектирование масштабирование парка оборудования, проактивное управление и постоянную оптимизацию.
Весной прошлого года IDC провела в регионе CEE/MEA исследование по управлению печатью и документооборотом. Исследование проводилось посредством интернет- и телефонных интервью и включало в себя 1186 компаний из девяти ключевых стран региона. Респондентами являлись сотрудники компаний, принимающие решения или влияющие на принятие решения в сфере ИТ, ответственные за управление парком устройств печати. Исследование охватывало компании с численностью сотрудников от 5 человек, жестких ограничений по размеру компаний и вертикальным рынкам не было.
Как сообщил Константин Макаренков, в результате опроса выяснилось, что в России только около 20% организаций не пользовались аутсорсингом управления печатью и документооборотом, но планировали это сделать в
Также выяснилось, что в нашей стране преобладают краткосрочные аутсорсинговые контракты (менее 3 лет). Основными задачами в плане аутсорсинга российские заказчики считают сокращение расходов на печать и снижение ее объемов.