Рынок облачных услуг всех категорий (SaaS, PaaS и IaaS) в нашей стране будет расти в текущей пятилетке со среднегодовыми темпами в 21% и к 2020 г. составит 48 млрд. руб., что в три раза большей объема 2015 года. Такой оптимистичный прогноз зафиксирован в отчете по результатам масштабного исследования рынка облачных технологий в России, проведенного совместными усилиями компаний Forrester и SAP. Представляя эти данные, региональный директор Forrester Russia Максим Тамбиев подчеркнул, что сегодня темпы роста облачных сервисов в России значительно превышает мировые, правда по объемам это направление все же серьезно отстает от мирового уровня. «Но мы прогнозируем увеличение российской доли до 0,4% к 2020 г.», — отметил он.
В ходе исследования было опрошено 635 представителей (60% — ИТ-директора, 40% — руководители компаний) малого, среднего и крупного бизнеса в 20 городах страны. Опрос в целом показал, что корпоративный рынок лучше готов к использованию облаков: в крупном бизнесе свыше 90% опрошенных знают про облачные услуги как таковые и 54,5% уже пользуются одновременно двумя или более категориями облачных услуг. В малом бизнесе эти показатели составляются соответственно 70 и 43%, у средних предприятий эти показатели немного выше.
Исследование выявило любопытный парадокс: хотя большинство респондентов ассоциируют облачные услуги с арендой виртуальной ИТ-инфраструктуры (IaaS), на практике наибольшая доля облачного рынка приходится на модель SaaS (58,9%), за ней следуют IaaS (37,2%) и PaaS (3,9%). Причем, по мнению Forrester, разрыв между SaaS и IaaS будет расти: к 2020 г. доля SaaS увеличится до 62,4%, а доля IaaS снизится до 32,3%. Рост популярности SaaS будет во многом определяться повышением интереса заказчиков к использованию облачных средств поддержки коллективной работы: о своей потенциальной готовности применять такие сервисы заявили 68,6, 56,7 и 59,7% представителей крупного, среднего и малого бизнеса соответственно.
Исследование показало, что за последние два года целый ряд отраслей стал активно смещаться в сторону применения облаков, некоторые из них увеличили долю своих облачных пользователей в несколько раз. Так, у предприятий оптовой и розничной торговли, а также сферы бытовых услуг этот показатель увеличился с 10,4 до 20,7%, в пищевой отрасли — с 11,1 до 24,5%, у транспортных и логистических компаний — с 12,3 до 29,6%. Резкий скачок произошел в добывающей промышленности и в топливно-энергетическом комплексе — в 4,5 раза, с 4,2 до 19%. В то же время в банковско-финансовой сфере уровень использования облачных услуг держится примерно на одном уровне (сейчас — 16,7%).
По мнению авторов отчета, основные препятствия на пути расширения использования облаков в России лежат в основном в области менталитета пользователей. О неготовности руководства предприятий к использованию облачных услуг заявили 41% опрошенных. Подавляющее большинство респондентов (две трети) главным барьером для применения облаков считают вопрос конфиденциальности данных.
Данные исследования по российскому облачному рынку в целом подкрепил сведениями о развитии собственного бизнеса заместитель генерального директора «SAP СНГ» Андрей Шарак. Он подчеркнул, что компания идет по пути трансформации из поставщика продуктов в провайдера ИТ-сервисов, и как раз облачные технологии играют решающую роль в процессе такого преобразовании. По словам г-на Шарака, общемировой облачный бизнес SAP вырос с 2009 г. более чем в 30 раз до уровня 3 млрд. долл., что составляет почти 14% от общего дохода компании. При этом произошли качественные изменения в составе заказчиков: компания смогла выйти на массовый рынок, в результате чего число пользователей увеличилось за семь лет с 10 тыс. до 125 млн.
Компания активна и на российском облачном рынке. В существенной степени этому способствует наличие собственного дата-центра (на базе физической инфраструктуры «Ростелекома»). В 2014 г. в нем была развернута система SAP HANA Enterprise Cloud, через год там же появились решения SAP SuccessFactory и SAP Ariba, в