Начав с обсуждения вопросов «электронизации» взаимоотношений государства с налогоплательщиками, работа февральской конференции «Юридически значимый документооборот 2017» далее сфокусировалась в основном на B2B-проблематике. Общий обзор ситуации в этой сфере представила Марина Крашенинникова, заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России, ключевого регулятора электронного взаимодействия предприятий.
Электронный документооборот (ЭДО) — не цель, а средство! Делая акцент именно на этом тезисе, представитель ФНС подчеркнула, что заинтересованность ее ведомства в переходе на электронные форматы деловых отношений определяется целевой задачей повышения собираемости налогов. В качестве примера она привела статистику зарубежных стран: внедрение технологии онлайновых касс и электронных чеков позволяет повысить объем сбора соответствующих налоговых поступлений почти на 10%.
Сегодня в мире за год передается примерно 170 млрд. счетов, что составляет
Что касается России, то в нашей стране в год передается
Что касается сегмента B2G (сдача документов в госорганы), то сегодня в налоговые органы сдается
Говоря о сдерживающих факторах на пути перехода к электронным документам, Марина Крашенинникова выделила такие основные аспекты:
- законодательное регулирование — отсутствие законодательно установленной обязанности по применению электронного документооборота;
- форматы первичных документов — отсутствие утвержденных форматов всех используемых в деятельности организации первичных документов;
- экономические факторы — отсутствие со стороны государства стимулов и льгот для массового перехода организаций на ЭДО, наличие у организаций дополнительных финансовых затрат;
- ограничения, накладываемые контрагентами — необходимость двойного документооборота (бумажного и электронного), поскольку не все контрагенты поддерживают электронный вариант;
- ограничения, накладываемые операторами ЭДО — отсутствие автоматического роуминга между специализированными операторами.
В целом, по мнению представителя ФНС, ключевым стимулом для организаций должна является экономическая эффективность электронного документооборота. По оценкам ведомства, выпуск одного счета-фактуры в бумажном виде обходится в 44 руб., а в электронном — в 10 руб. Разумеется, ИТ-автоматизация требует определенных капитальных затрат, но такие инвестиции должны достаточно быстро окупаться за счет экономии операционных расходов. Однако кроме сугубо внутренних экономических стимулов предприятия усилия в направлении более широкого использования ЭДО должно приложить и государство, в первую очередь речь может идти о нормативно-законодательном стимулировании, о разработке удобных форматов первичных документов и о реализации автоматического роуминга. «Государство должно не только директивно заставлять компании переходить на ЭДО, но и своим примером показывать экономическую эффективность такого перехода», — сказала Марина Крашенинникова.
Она привела зарубежные примеры активного участия государства в переходе на электронные формы делового взаимодействия. Так, в США реализуется правительственная директива, согласной которой федеральные госорганы должны уже с этого года выполнять все закупки через систему электронных торгов. Аналогичные акты приняты и во Франции, где с 2017 г. 80 тыс. государственных организаций должны перейти на электронные счета-фактуры при работе с коммерческими поставщиками. При этом переход будет выполняться поэтапно, сначала на ЭДО должны будут перейти крупные компании-поставщики, а потом — более мелкие (в
В заключение Марина Крашенинникова отметила, что тенденция перехода на электронное информационное взаимодействие наблюдается во всем мире во всех сфера деятельности (B2B, B2G и пр.). Но если говорить об этой теме с точки зрения налоговых ведомств, то тут видны две модели реализации ЭДО. По одной из них в налоговые органы сразу поступает вся информация о финансовых операциях между участниками рынка, такая модель широко применяется, в частности, в странах Латинской Америки. Вторая схема подразумевает, что такая информация хранится у самих компаний в течение определенного времени, а налоговая служба имеет возможность быстро затребовать и получить нужные ей данные для выполнения тех или иных проверок. Эта схема реализуется в США и в большинстве стран Европы. В России сейчас применяются оба варианта, в том числе для того, чтобы понять их реальную эффективность, а затем уже выбрать оптимальную схему.