На первый взгляд, этот вопрос кажется глупым. В настоящее время значительная часть компаний использует и открытые, и облачные решения, причём многие из них — и то, и другое одновременно. Многие аналитики считают, что эти категории сильно связаны и рост одной невозможен без роста другой.
Действительно, согласно данным RightScale 2017 State of the Cloud Report, 95% организаций либо уже используют IaaS в своей деятельности, либо активно экспериментируют с соответствующей инфраструктурой. А исследование рынка, проведённое Synergy Research Group, показало, что общие расходы на облака в 2016 г. выросли на 25%. Основатель Synergy Research Джереми Дьюк в связи с этим заявил, что облачные технологии стали доминировать во многих сегментах ИТ-рынка. Они уже сегодня приносят значительные доходы поставщикам решений и есть все основания считать, что так будет ещё много лет.
По открытому коду показатели также внушают оптимизм. Компания Zenoss в своём State of Open Source Report за 2016 г. сообщает, что 91% опрошенных применяют в своей работе открытое ПО. А проведённое Black Duck исследование Future of Open Source Survey показывает, что 65% предприятий в прошлом году увеличили его использование.
Таким образом, налицо две основные тенденции развития современных ИТ: открытое ПО и облака. Популяризатор открытых решений Синтия Харви в на сайте Datamation.com анализирует отношения между ними и в результате приходит к интересным выводам.
Облака — хорошо ли это для открытого ПО?
Самый известный критик модели облачных вычислений со стороны Open Source — основатель Free Software Foundation Ричард Столлман. Ему, кстати, не нравится термин «открытое ПО» — он предпочитает использовать «свободное ПО», постоянно подчёркивая разницу между ними. Признанный всеми авторитет даже написал статью «Кого действительно обслуживает сервер?», в которой изложил свою позицию по данному вопросу.
Столлман утверждает, что это облака — «способ потерять свою свободу и дать кому-то власть над вашей вычислительной техникой». Он пишет, что пользователь может контролировать написанную кем-то другим программу, но никогда не сможет контролировать сервис.
Пользователи облачных приложений не видят исходного кода выполняемых программ и не имеют никакого реалистичного способа узнать, угрожает ли что-то их безопасности. По его мнению, оператор сервера совершенно несправедливо имеет полную власть над пользовательскими данными, чему следует всячески сопротивляться.
Но справедливость требует признать, что не всё сообщество согласно с основателем движения. Многие компании, разрабатывающие открытое ПО, используют SaaS-модель в качестве способа монетизации своей продукции. Однако несмотря на известные истории финансового успеха отдельных фирм, перспективы такого подхода в долгосрочной перспективе пока непонятны.
Ещё в 2013 г. основатель компании Cloudera Майк Олсон иронично заметил, что очень непросто построить успешный бизнес на разработке Open Source. Если же делается коммерчески прибыльный ЦОД, то практически наверняка используются открытые ОС, открытые базы данных и т. д.
Иными словами, применение открытых решений позволяет получить отличные финансовые результаты, только вот сами разработчики от такой тенденции никаких заметных дополнительных денег пока не видят. Впрочем, подобная ситуация была предсказуема и вряд ли является для кого-то сюрпризом.
К тому же, Хартви, вероятнее всего, имеет в виду прямые доходы. Даже если они отсутствуют, рост популярности Open Source выгоден разработчикам, получающим средства какими-либо иными способами: реализуя услуги поддержки и доработки, через участие в проектах крупных фондов и т. д.
Тем не менее вопрос о влиянии облачных технологий на открытое ПО на сегодняшний день остаётся дискуссионным.
Открытое ПО — хорошо ли это для облаков?
Если смотреть на ситуацию глазами поставщиков облачных решений и корпоративных пользователей, то становится ясно, что открытый код — очень хорошо для облачных технологий. В выпущенном Linux Foundation руководстве «Guide to the Open Cloud» говорится, что облако без открытых решений равноценно автомобилю без двигателя.
На открытом ПО построены наиболее известные облачные сервисы Amazon EC2 и Google Compute Engine. Даже Micrisoft была вынуждена пересмотреть свою точку «главного врага Open Source» — на сервисе Azure поддерживается Linux.
По данным опроса SDx Central, самая популярная на сегодняшний день платформа для управления облаком — OpenStack. В своих сегментах рынка доминируют Hadoop и Docker. Интернет вещей, Big Data, машинное обучение и многое другое — всё это тесно связано с открытым кодом.
Исследование Zenoss показывает, что большинство корпоративных пользователей вполне довольны качеством открытого ПО. А если судить по скорости добавления новых услуг в каталоги предложений, то и поставщики облачных решений ориентация на Open Source устраивает полностью.
Чего ждать в долгосрочной перспективе?
Положительный опыт использования открытых решений поставщиками облачных услуг говорит о том, что нет оснований ожидать каких-то изменений существующих тенденций. Вероятнее всего, открытое ПО будет и дальше доминировать в этом сегменте рынка.
Тем более что и сам рынок продолжит заметно расти. Например, по прогнозам Gartner, объём публичных облачных услуг только в этом году увеличится на 18%. При этом показатели IaaS и SaaS ещё выше: 36,8 и 20,1% соответственно.
Если принять во внимание, что поставщики облачных услуг активно используют открытые решения, то опосредованно вклад разработчиков в этот сегмент рынка измеряется в миллиардах долларов. Казалось бы, уже есть все основания говорить о том, что бизнес на Open Source состоялся.
Тем не менее сторонники FOSS продолжают идеологические дебаты. Причём опасения звучат не только со стороны романтика свободы Столлмана. Даже вполне прагматичные участники сообщества не могут дать однозначную оценку положительному или отрицательному влиянию развития облачных технологий на разработку открытого ПО.
Хартви поставила очень непростой вопрос, ответ на который сообществу ещё представит найти. С десктопами всё было достаточно просто — мало пользователей, крошечный рынок, поэтому разработчики явно не купаются в деньгах. С облаками картина прямо противоположная — и пользователей много, и рынок огромный, а для разработчиков по сути мало что меняется.
Концепция FOSS предполагает, что все участники делятся друг с другом, причём не только кодом. В бедные времена эта схема работала, пусть не всегда и не везде, но в общем и целом подобную доктрину разделяли все и в меру сил применяли её на практике.
С развитием облаков для Open Source наступили богатые времена. При этом совершенно не очевидно, что они пойдут на пользу разработке. Впрочем, ответ и на этот вопрос может дать только время.