Крупнейший в мире производитель премиальных автомобилей Daimler (владелец торговой марки Mercedes-Benz) решил присоединится к Open Invention Network (OIN) — организации, целью которой является создание базы патентов, необходимой для защиты свободного ПО. Скупленные или безвозмездно полученные ею патенты и заявки затем предоставляется всем партнерам организации на условиях royalty-free — безотзывной и не сопряженной с выплатой роялти лицензии. Участники сообщества также поддерживают неагрессивную политику в отношении других разработчиков и способствуют свободному обмену разработками в Linux.
Такой подход призван существенно упростить жизнь разработчикам: они переносят риски ущерба от возможных судебных претензий на саму OIN, которая гарантирует им судебную защиту. Тем не менее, многие участники OIN присоединились к инициативе не из-за боязни судебных тяжб, а желая поделиться собственными патентами с другими участниками Open Source-сообщества. В частности, именно такими побуждениями руководствовалась в 2010 г. компания Mozilla. Веб-браузер давно стал неотъемлемой частью современных операционных систем для десктопов, поэтому интеллектуальная собственность Mozilla стратегически важна для OIN.
OIN была основана в 2005 г. Google, IBM, NEC, Philips, Red Hat, Sony, SUSE и Toyota с целью борьбы с патентным троллингом. Гарантии существования и развития Open Source-проектов при поддержке OIN делают их более интересными для инвесторов, производителей оборудования и рядовых потребителей. На данный момент в состав OIN входят более 2100 сообществ, компаний и организаций. Патентный пул OIN составляет более 1200 патентов, связанных с Linux. Они охватывают ядро системы и многие популярные пользовательские приложения (в том числе Firefox, OpenOffice, X.org, Qt, OpenJDK, Git и QEMU).
Однако даже сотрудничество с OIN не дает абсолютных гарантий, что особенно отчетливо видно на примерах крупных корпораций вроде Oracle и IBM. Альтернативой вступлению в OIN можно назвать подписание отдельных договоров с крупными владельцами патентов. «Пакт о ненападении» на Open Source-фронтах с Microsoft уже заключили NEC, LG, Samsung и др. К сожалению, такой способ защиты по карману лишь крупным разработчикам. Кроме того, практика показывает, что заключать соглашения придется с каждым софтверным гигантом по отдельности. В 2007 г. Oracle начала сотрудничать с OIN и формально согласилась не выдвигать претензий против разработчиков СПО, в первую очередь системы управления базами данных PostgreSQL. Абсурдность современной системы патентования показала недавняя ситуация с получением IBM патента на системы Out-of office.
Daimler становится всё более активным сторонником Open Source. В январе этого года компания стала очередным участником инициативы Automotive Grade Linux (AGL), созданной при Linux Foundation для работы над открытой программной платформой для автомобилей, которая может стать стандартом де-факто в индустрии. Среди других участников проекта AGL — такие автопроизводители, как Mazda, Suzuki, Toyota, Honda, Nissan, Ford и др., а также лидеры ИТ-рынка Panasonic, Intel, LG, ARM, Fujitsu, Hitachi, Pioneer, NTT Data, Qualcomm, Toshiba, Texas Instruments и многие другие компании, включая таких Linux-разработчиков, как Collabora и Linaro.
Daimler принимает участие в разработке Unified Code Base (UCB) — платформы AGL для «подключённых» машин (connected car). В сентябре прошлого года она перенесла значительную часть своих критически важных серверов с проприетарных операционных систем UNIX на Linux.