Системы спутникового мониторинга становятся все более популярны по всему миру. И если раньше основными потребителями этой технологии были ведомственные структуры — военные, полиция, службы быстрого реагирования, то сегодня телематика стала доступна широкому кругу пользователей. Какие горизонты это открывает перед российскими компаниями и что ждет рынок спутниковых решений? Ниже мы обсудим пять трендов, которые сможем наблюдать на рынке автомобильной телематики в ближайшие годы.
До 2020 года рынок будет стабильно расти
В ближайшее время рынок транспортного мониторинга ожидает заметный рост: по оценке международного агентства Berg Insight к 2020 году количество коммерческих автомобилей, подключенных к системам транспортного мониторинга в СНГ и Восточной Европе, увеличится с 16,8 до 30% и составит около 8 млн. машин. В чем причина такого оптимистичного прогноза?
Во-первых, в регионе уже сформировался рынок с потенциальной емкостью в 25 млн. корпоративных автомобилей. Наземный транспорт сегодня является самым популярным способом перевозки товаров на территории СНГ и Восточной Европы — около 70% грузов здесь доставляются автомобилями. На начало 2016 года в регионе насчитывалось более 10 млн. корпоративных большегрузных авто и более 15 млн. легковых машин, которые компании используют для доставки товаров (автопарки интернет-магазинов) или перевозки пассажиров (службы такси). Также не стоит забывать о таких сегментах, как спецтехника и общественный транспорт. Все вместе они формируют обширный рынок, потребность которого в телематических продуктах исчисляется миллионами подключений.
Во-вторых, развитие автомобильной промышленности делает подключение к системам мониторинга проще и дешевле. Несколько лет назад, чтобы подключить транспортное средство к системе спутникового мониторинга, необходимо было приобрести не только GPS-трекер, но и дополнительные приборы: датчик уровня топлива, температуры, работы двигателя. Сегодня же такие показатели, как скорость движения, уровень топлива в баке, обороты и температура двигателя, могут поступать в систему мониторинга прямо с бортового компьютера автомобиля. Это существенно упрощает процесс подключения к телематическим решениям, а также снижает стоимость услуги для конечного пользователя.
В-третьих, бизнес заинтересован в технологиях спутникового мониторинга, так как это позволяет снижать затраты. Кроме того, что потенциальная емкость рынка велика, компании сами интересуются решениями для управления автопарком. Причина проста: современные системы мониторинга обладают широким функционалом, который позволяет в режиме реального времени находить нарушения (сливы горючего, несанкционированные рейсы, отклонения от маршрута, манипуляции с грузом) и пресекать их. В результате экономия может достигать миллионов рублей. В среднем же, по данным Gurtam, с помощью спутникового мониторинга компании могут снизить эксплуатационные расходы на 25%, а расходы на топливо — на 30%.
Платформы, работающие с разнообразным GPS-оборудованием, вытеснят с рынка системы отдельных производителей
Еще один тренд, который демонстрирует рынок спутникового мониторинга в России, — переход от систем, поддерживающих один бренд GPS-трекеров, к платформам, способным работать с оборудованием различных производителей. На высококонкурентном рынке, который мы наблюдаем сегодня в России, потребителю в первую очередь интересно, насколько легко система подстраивается под нужды конкретного бизнеса. Чем больше моделей оборудования способно поддерживать то или иное решение, чем проще его кастомизировать, тем выше ценность системы для клиента. В результате лидерство на рынке смогут сохранить только те компании, которые способны быстро подстраиваться под нужды заказчика, постоянно расширять сеть поддерживаемого оборудования и улучшать сервис.
Спутниковый мониторинг будет использоваться не только для контроля автопарка
Развитие и совершенствование систем спутникового мониторинга приведет к появлению специализированных решений для узких сегментов бизнеса: страховой телематики, мониторинга в сфере здравоохранения, контроля производственных процессов.
При этом уже сегодня в российской практике есть примеры, когда спутниковые технологии используются для контроля работы оборудования на фабриках, заводах, электростанциях, пищевых производствах. Например, одно из российских агропредприятий контролирует весь цикл производства молока с помощью системы спутникового мониторинга. Это позволяет совхозу проводить более точный учет собранного сырья, избегать разногласий с молокозаводами, а также защищает предприятие от фальсификаций со стороны служащих: разбавления молока водой и кражи сырья.
Стандарты бизнеса и сами компании изменятся
Новые нестандартные проекты потребуют таких же нестандартных подходов к установке и настройке оборудования. В результате навыки программирования трекеров под конкретные задачи станут необходимыми критериями для выживания бизнеса. Интеграторы, которые сегодня устанавливают оборудование «как есть», исчезнут с рынка, уступив место компаниям с гибкими подходами и полным пониманием всех аспектов работы GPS-приборов.
Кроме того, изменится восприятие систем спутникового мониторинга: из инструментов, которые позволяют контролировать транспорт, они превратятся в решения, способные повысить эффективность бизнеса за счет развернутой аналитики, автоматизации и оптимизации процессов.
IoT станет ближе
Благодаря тому, что GPS-оборудование способно собирать, накапливать и передавать данные системам аналитики, телематические устройства могут стать промежуточным звеном в развитии Интернета вещей. Таким образом, в ближайшие несколько лет в России вполне могут появиться проекты в сфере М2М и телематического Интернета вещей (IoT). О том, что пришло время для изменений, говорит не столько факт обсуждения подобных инициатив на государственном уровне, сколько непосредственный интерес к технологии со стороны частных предприятий, обладающих достаточными средствами и компетенциями для того, чтобы разработать и выпустить новый продукт.
В целом, прогноз по отрасли можно считать позитивным. Будут ли успешными ближайшие три года для отдельных игроков сегмента, зависит от того, насколько эффективно они смогут работать в условиях перестраивающегося ИТ-рынка в России.
Автор статьи — учредитель Gurtam, компании-разработчика системы транспортного мониторинга Wialon.