Мы продолжаем знакомить вас с мнениями участников отечественной ИТ-отрасли, высказанными в рамках организованной в марте издательским домом «Коммерсантъ» встречи под названием «Россия — мировой экспортер ПО». Ранее мы рассказали о точках зрения представителей Минкомсвязи и Госдумы относительно возможных форматов поддержки со стороны государства развития ИТ в стране.
Основатель проекта Parallels Desktop для Mac и вице-президент компании Parallels Николай Добровольский в качестве актуальной проблемы отметил вопрос подготовки ИТ-кадров, обратив внимание на то, что речь идет даже не столько о количестве выпускников вузов, сколько о качестве их подготовки. «Хороший разработчик ПО должен быть нацелен на конечный результат, чтобы созданное им приложение не просто включало определенный набор функций, но и было удобным для конечного пользователя», — подчеркнул он. Он сообщил, что его компания давно сотрудничает с МФТИ в плане как разработки и реализации курсов обучения, так и финансовой поддержки студентов (включая выплату стипендии). По его данным, около 90% студентов, прошедших стажировку в Parallels, продолжают работать в компании после окончания обучения.
Однако в среднем по отрасли дела обстоят совсем не так хорошо: по данным исследования Mail.ru, только 50% студентов ИТ-специальностей намерены остаться работать в стране, другая половина ориентируется на зарубежные рынки труда. «Это очень тревожные цифры, нужно что-то делать, чтобы повышать привлекательность приложения сил программистов именно внутри России», — выразил свою озабоченность Николай Добровольский. По его мнению, очень важно понять мотивацию ИТ-выпускников, что их интересует при выборе места работы: интересные задачи, перспективы роста, комфортная среда. Все это молодым специалистам могут предложить российские ИТ-компании, нужно только позволять им развиваться и создавать новые рабочие места. В этом плане, конечно, очень полезным фактором является продление до 2023 г. льготных тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний.
Что же касается импортозамещения, то, по мнению представителя Parallels, нужно понимать, что это медаль с двумя сторонами. С одной стороны, конечно, создаются некоторые преимущества для российских разработчиков при поиске местных заказчиков, но с другой — ограничивается конкуренция, что всегда плохо для развития рынка в целом, создаются проблемы в плане поиска иностранных инвестиций, возникают помехи созданию качественных продуктов, которые можно было бы продвигать в экспортном направлении.
Эффективность экономики страны определяется «уровнем передела продукции», считает основатель и руководитель ZD Systems Дмитрий Завалишин. Для пояснения этого тезиса он привел такую аналогию: можно продавать железную руду, можно — сталь, можно — стальной прокат, а можно — автомобили и самолеты. И Россия должна определиться с тем, в каком качестве страна хочет выступать на мировом рынке: как поставщик ИТ-кадров или как поставщик ИТ-продуктов. В Индии огромное количество программистов, более полутора миллиона человек, но это именно поставка кадров на мировой рынок. Такую модель Дмитрий Завалишин охарактеризовал как «рабский труд», с той лишь разницей, что нет физического перемещения людей. Он выразил сожаление, что многие российские экспортные ИТ-компании работают именно по такой схеме, есть много программистов, работающих дистанционно на Запад, но результирующий продукт порождается не здесь, а именно там, а потом еще и импортируется в Россию оттуда.
По мнению Дмитрия Завалишина, сейчас очень удачный момент, чтобы изменить эту ситуацию. Шумиха в мире по поводу активности российских хакеров при некоторых отрицательных моментах позитивно показывает квалификацию отечественных программистов, повышая их рейтинг в мире. «У нас есть мощный информационный канал воздействия на зарубежное общество в виде Russia Today, — напомнил он. — Почему же он совсем не используется государством для продвижения на Запад российских ИТ, показывая, что у нас есть не только хакеры, но классные программисты, компании, разработки, продвигая бренд России как страны с высоким технологическим уровнем?».
Что касается вопроса подготовки ИТ-специалистов, в том числе программистов, то нужно отдавать себе отчет, что время, когда ПО создавалось исключительно как некое уникальное произведение, давно прошло, считает Дмитрий Завалишин. Уже много лет (или даже десятилетий) программирование — это технология. 90% труда в ИТ сегодня — это «работа на заводе», а не в исследовательской лаборатории, и здесь совершенно не нужно высшее образование. И сегодня крайне актуальным вопросом является не увеличение числа ИТ-выпускников вузов, а структурная перестройка системы образования, создание иерархии подготовки специалистов разных уровней квалификации: начального, среднего и высшего, причем массовое «производство» специалистов должно выполняться именно на начальном и среднем уровне. Собственно, все это видно, если посмотреть на организации команды программного проекта, которая строится по иерархической схеме: есть менеджеры проектов, архитекторы, ведущие разработчики, но основную часть составляют линейные программисты. И для подготовки последних следует использовать образовательные учреждения типа профессионально-технических училищ.
Крайне важной для софтверных компаний является финансирование и кредитование, считает Дмитрий Завалишин. Начало собственного инициативного проекта практически всегда требует кредитования в том или иной форме, поскольку логика программного бизнеса такова, что у компании практически никогда нет сколь-нибудь существенных собственных средств, в том числе от ранее выполненных проектов. В реинвестирование она может пускать не более 10% от своего оборота. Не столь жесткая, но примерно такая же ситуация с заказными проектами, поскольку обычно оплата заказчиком выполняется по факту сдачи работы.
Не говоря уже о том, сегодняшняя рыночная кредитная ставка в 18% — это очень много, даже на таких условиях получение денег — крайне сложная задача, поскольку у софтверного бизнеса, в отличие от физического производства, нет материальных объектов, которые можно было бы представить в виде залога. По мнению Дмитрия Завалишина, выходом из этой ситуации могло бы стать создание механизма льготного государственного кредитования ИТ-проектов под ставку на уровне 5% (даже на год, хотя лучше — до трех лет), а также схемы выдачи госгарантий (например, под выполнение госзаказов) для получения коммерческих кредитов.
Каким именно ИТ-компаниям должно помогать государство, предоставляя те или иные льготы и преференции? В последнее время часто в качестве критерия предлагается наличие у разработчика продуктов, занесенных в Реестр отечественного ПО. «Однако такой подход видится крайне односторонним и даже опасным, поскольку за бортом внимания остаются заказные разработки, которые составляют, наверное, более половины ИТ-рынка», — высказал свое мнение сооснователь и старший вице-вице президент компании Acronis Станислав Протасов. Он поддержал мысль о том, что нужно увеличивать численность ИТ-кадров в нашей стране, приведя такие оценки количества разработчиков ПО: Россия — 0,5 млн., Китай — 5 млн., США — 8 млн., Евросоюз — 6 млн. На решение же задачи создания механизма кредитования ИТ-отрасли должен работать недавно созданный Фонд развития ИТ (ФРИТ). По данным Станислава Протасова, сегодня весь объем российского венчурного финансирования составляет примерно 1,3 млрд. долл. в год при том, что в Израиле в 2014 г. — 3,5 млрд. долл. (в стране 183 тыс. программистов генерят 15 млрд. долл. софтверного экспорта).
Еще одна важная вещь — защита интеллектуальной собственности, которая лежит в основе работы всего ИТ-рынка. Это ключевая функция государства, но в этой сфере много проблем. «Недавнее судебное разбирательство, когда не был поддержан иск „Лаборатории Касперского“ по защите своей торговой марке внутри страны, показало, что судебная система не очень готова защищать интеллектуальные права, — сказал Станислав Потасов, — Если же говорить о ситуации за пределами страны, то нужно признать, что сегодня помощи по защите прав собственности разработчиков наше правительство оказывает немного».
Государство может оказать поддержку ИТ-бизнесу для выхода на зарубежные рынки на уровне каких-то политических усилий, считает он. С точки зрения бизнеса, чем больше объем регионального рынка, тем на больший успех там можно рассчитывать, однако именно в силу своей привлекательности такой рынок является и более конкурентным, сложным. Именно поэтому почти все экспортные компании ориентируются в первую очередь на продвижение своих продуктов в США (28% мирового ИТ-рынка), даже несмотря на острейшую конкуренцию. Но в последние годы применительно к российским компаниям к фактору конкуренции прибавился еще негатив в виде усложнения отношений между нашими странами. В частности, Россия сейчас отсутствует в списке стран (в нем 143 страны), хайтек-товары которых могут приобретать американские правительственные организации.
В этой ситуации, по мнению топ-менеджера Acronis, вроде бы большой интерес для отечественных разработчиков представляет Китай, где также очень большой ИТ-рынок (13% мирового) и где достаточно лояльно относятся к России. Но там другая проблема — рынок этот является сильно закрытым, и самым сложным для иностранцев («они пускают зарубежные товары только для того, чтобы скопировать их производство, а потом закрыть для них доступ в страну»), и, возможно, усилия на межправительственном уровне позволили бы открыть туда доступ наших разработчиков на долгосрочных условиях.
Чтобы быть успешными на зарубежных рынках, продукты должны быть по качеству на высшем мировом уровне. Высказав этот очевидный тезис, председатель правления группы компаний SPIRIT Андрей Свириденко обратил внимание на такой парадокс: долгие годы его компания продавала свои разработки на 100% за рубежом тогда как эти продукты, успешные в мире, не находили своих потребителей внутри страны. Правда, в последние годы продажи SPIRIT в России растут, но все равно, местные поставки составляют лишь около 5% от ее общего оборота (как рассказали в кулуарных беседах руководители Parallels и Acronis, у них российская доля еще меньше — до 2%). Законодательные преференции могут несколько помочь увеличить российские продажи, но если разработчик будет изначально ориентироваться только на продажи госсектору, то ему вряд ли удастся выйти не только на мировой, но и на внутренний корпоративный рынок, считает Андрей Свириденко.
Он также обратил внимание на другую особенность национального рынка: у нас почему-то крупные компании, в том числе госкомпании, крайне редко покупают стартапы (такая практика в мире давно является общепринятой), ориентируясь на традиционный вариант создания чего-то нового только собственными силами. Получается, что появляющиеся у нас стартапы чаще всего покупаются зарубежными компаниями, после чего зачастую целыми командами «утекают» за границу.
Помимо кредитования разработок ПО, по мнению г-на Свириденко, хорошей помощью со стороны правительства могло бы быть софинансирование PR-продвижения российских продуктов и компаний, в том числе в виде участия в выставках и других маркетинговых операций. Еще одно важное направление — это оказание поддержки, в том числе финансовой, патентования отечественных ноу-хау за границей. Регистрация и защита прав собственности разработчиков уже давно являются ключевыми аспектами успешной деятельности софтверных компаний на мировом рынке.
Наличие таких базовых ресурсов, как деньги и людские кадры, являются, конечно, очень важными компонентами успеха в бизнесе, но специфика софтверного предпринимательства заключается в том, что успех начинаемого проекта крайне сложно предугадать и главным залогом успеха проекта является его инновационность. Новая разработка должна доказать свою конкурентоспособность, чтобы претендовать на получение дополнительных инвестиций. Сказав об этом, старший вице-президент и заместитель генерального директора группы компаний ABBYY Вадим Терещенко подчеркнул, что успех продукта на внутреннем рынке является очень важным с точки зрения как демонстрации его возможностей, так и получения средств для его будущего развития, но без наличия конкурентной среды дальнейшее его продвижение будет очень проблематичным.
Бывший мэр города Иннополис (Татарстан), а ныне директор компании «Русинформэкспорт» Егор Иванов предложил российским ИТ-компаниям налаживать сотрудничество с госкорпорацией Ростех, которая имеет не только мощную исследовательскую и производственную инфраструктуру в России, но и развитую сеть зарубежных представительств (49 офисов). «Такое партнерство поможет нам выйти на корпоративный рынок, включая государственный сектор, других стран, предлагая там комплексные решения, поддерживаемые полным набором услуг по внедрению и сопровождению», — считает он.
Исполнительный директор ассоциации «Отечественный софт» Евгения Василенко сообщила о позитивном влиянии законодательных преференций на рост продаж российского ПО в госсекторе, но при этом обратила внимание на то, что многие госзаказчики активно ищут лазейки в нормативной базе, чтобы продолжать покупать зарубежный софт. Для этого применяются схемы SaaS и приобретения программно-аппаратных комплексов, подготовка технических заданий, которые на уровне функциональных требований делают невозможным реальное участие российских продуктов. «Поворот в сторону отечественного ПО наступил пока только на бумаге, но не на практике, — отметила она, — К сожалению, пока не очень видна активность со стороны правительственных органов как по борьбе с нарушителями законов, так и по совершенствованию законодательства с целью ликвидации его уязвимостей. Есть случаи, когда ФАС выявляется нарушения, но это касается относительно небольших контрактов, а крупные почему-то не попадают в поле ее внимания».
Что касается обеспечения ИТ-отрасли кадрами, то актуальным вопросом является то, чтобы выпускники оставались работать в России, причем желательно в российских компаниях. По мнению Евгении Василенко, было бы хорошо, если бы правительство создало какой-то механизм, через который студенты могли бы находить информацию об ИТ-вакансиях и ИТ-проектах в стране, получать какую-то помощь при создании стартапов. При этом очень важно, чтобы при обучении в школах и вузах максимально использовалось отечественного ПО, чтобы выпускники уже были готовы работать с ним.
Было бы очень полезно, если бы правительство сформулировало приоритетные векторы развития ИТ, включая перспективные технологические направления, в том числе в экспортном направлении, которые могли бы стать реальным ориентиром как для разработчиков, так и инвесторов. «Отрасли нужен некий куратор, который бы постоянно поддерживал этот перечень ключевых тем в актуальном состоянии», — высказала пожелание руководитель «Отечественного софта». Она также обратила внимание на необходимость упрощения правил экспортных операций и снижения уровня различного рода административных барьеров при работе ИТ-компаний с зарубежными контрагентами.
«Сегодня от российских компаний категории ООО софт за рубеж продавать просто нельзя, — очень четко обозначил одну из ключевых проблем отечественного софтверного экспорта генеральный директор компании „1С-Битрикс“ Сергей Рыжиков. — Чтобы продать что-то за границей, нужно открывать юридическое лицо в другой стране. Причем — практически в любой стране, чтобы оттуда торговать по всему миру. Почему нельзя этого делать напрямую из России, почему нужно пользоваться такими офшорными схемами? Ни одной компании в другой стране мира не придет в голову создавать еще какое-то промежуточное зарубежное юридическое лицо, чтобы начать торговать софтом».
Он рассказал, как выглядит сегодня современная софтверная торговля: сделал сайт, выставил на нем цену, получил банковскую карту, на которую можно получить зарубежные платежи. В принципе, выпустить такую карту можно, хотя и очень непросто. Но далее начинаются финансовые проблемы: зарубежные платы поступают на карту в рублях, которые потом нужно опять переводить в валюту, получается двойная конвертация. Особой проблемой является торговля со странами Евросоюза, поскольку там нужно платить налог на добавленную стоимость по месту жительства покупателя. «Для торговли с заграницей нам не нужны венчурные капиталы и фонды. Нужна реализация простого сценария работы российского юридического лица с зарубежными покупателями. Нужны взаимные договоренности на правительственном уровне с Евросоюзом по уплате НДС», — заявил глава «1С-Битрикса».