Когда речь заходит об автоматизированных транспортных средствах, все внимание уделяется автомобилям. Но на примере проекта Dubai Bluewaters можно убедиться, что их место могут с успехом занять беспилотные поезда.

В эпоху, когда ИТ-компании из Кремниевой долины, по всей видимости, конкурируют с традиционным автопромом в разработке самоходных автомобилей, прогресс в технологиях беспилотных поездов по-прежнему остается без внимания.

Автоматические поезда могут передвигаться как под управлением машиниста, так и без него; они способны самостоятельно регулировать свои пусковые и тормозные механизмы, а также скорость, а новейшие модели еще и оборудованы сложными бортовыми компьютерами и перезаряжаемыми аккумуляторами. Некоторым даже необязательно передвигаться по рельсам.

Тем не менее, их недостатки также очевидны. В качестве средства передвижения беспилотные поезда не отличаются особой функциональностью. Они не могут маневрировать на дорогах, и их область эксплуатации ограничена надземными путями без препятствий — такие обычно используются в городском метро, в аэропортах для сообщения между терминалами и в парках аттракционов.

И все же беспилотные поезда могут повысить свою актуальность по мере того, как городские власти будут искать варианты более экологичного транспорта для конечных отрезков маршрутов между центральным транспортным узлом вроде аэропорта и пунктом назначения, таким как центр города.

Голландская ИТ-компания 2getthere — одна из тех, кто пытается разработать усовершенствованную версию беспилотного поезда под названием «автоматическое пассажирское средство» (automated people mover) — такой поезд намного более привлекателен для городских властей и более доступен пассажирам за пределами центральных районов города.

В свете того, что идея самоходных автомобилей начинает казаться заманчивой городским жителям, в компании 2getthere видят возможность привлечь аудиторию к своей технологии автоматического транспортного средства, которая появилась на свет уже довольно давно.

«Нужно убедить людей оставить свои машины в гараже», — говорит Робберт Ломанн, операционный директор и один из основателей 2getthere. За плечами у него более 18 лет опыта в секторе автоматизированных пассажирских перевозок.

«Автоматизированная транспортная система должна приносить дополнительную пользу пассажиру, будь то возможность быстрее добраться к месту назначения или дешевизна поездки, а лучше и то, и другое», — утверждает Ломанн.

В рамках анонсированного в этом месяце проекта в Дубае компания 2getthere задействует крупнейший в мире парк безрельсовых автоматических пассажирских средств, чтобы наладить сообщение между городским метрополитеном Дубая и одним из строящихся прибережных районов города, Bluewaters.

В каждом из 25 автоматических пассажирских средств производства 2getthere смогут передвигаться до 24 пассажиров: маршрут длиной в 2,5 км они смогут проехать за 4,5 минуты.

Вместо обычных рельсов автоматические пассажирские транспортные средства от 2getthere будут передвигаться по надземным двунаправленным путям. Каждая транспортная единица также сможет перемещаться по городским дорогам, хотя в дубайском проекте речь об этом пока не идет.

Генеральный директор и один из основателей 2getthere Карел ван Хельсдинген сделал следующее заявление: «На прикладном примере с проектом Bluewaters демонстрируется способность систем 2getthere обслужить значительный пассажиропоток, что делает их финансово привлекательной альтернативой дорогим автоматическим пассажирским системам традиционного типа, передвигающимся по рельсам на территории аэропортов и различных учебно-промышленных комплексов».

Выделенные пути будут расположены параллельно к дорожному полотну, т. е. будут конкурировать за пассажиров с наземным транспортом.

Однако благодаря обширному парку этих транспортных средств и новому типу установленных на них перезаряжаемых аккумуляторов пассажиры смогут практически постоянно пользоваться этой автоматизированной системой, уверяет Ломанн.

Аккумулятор на борту позволит каждому транспортному средству работать в течение полутора часов без подзарядки, а сама перезарядка займет всего 10 минут, что максимально сократит задержки в работе системы. Вдобавок за счет аккумуляторов удастся минимизировать нагрузку со стороны транспортных средств на дубайскую городскую электросеть.

Главное препятствие, с которым столкнулась компания при планировании проекта Bluewaters — это суровые погодные условия Дубая. Если откажет система кондиционирования воздуха, говорит Ломанн, вагон может всего за одну минуту нагреться до 40oC. Вместе со своей командой он попытается воспользоваться наработками из другого своего проекта будущего города Масдар в эмирате Абу-Даби, чтобы настроить новую систему кондиционирования воздуха точно в соответствии с дубайским климатом.

Потенциальный успех проекта Bluewaters может послужить другим городам примером для подражания в плане улучшения качества транспортных сетей за счет автоматизации.

«На данный момент городские власти и жители городов по большому счету все еще пытаются разобраться в том, что же им принесут автоматизация и автоматический транспорт, — поясняет Ломанн. — Города активно накапливают опыт, чтобы иметь возможность лучше и быстрее найти ответ на этот вопрос».

В городе Капелле ан ден Эйссел, что под Роттердамом, уже развернута автоматическая пассажирская система от 2getthere. Но начиная со следующего года компания пристроит к городской линии новую кольцевую ветку, по которой автоматические поезда будут перемещаться вместе с наземными транспортными средствами, то есть по тем же городским дорогам, что и остальной транспорт.

Возможно, это даст старт тенденции замещения самоходных автомобилей.