Кардинальные изменения, происходящие на ИТ-рынке, затрагивают все его сегменты, в том числе и системы энергообеспечения. В России эта трансформация сопровождается сложной экономической ситуацией. О том, что происходит в области решений для инженерной инфраструктуры ЦОДов на мировом и российском рынках, как компания Schneider Electric реагирует на изменения и какую выбирает стратегию для работы в России, рассказывает Филипп Арсено, руководитель ИТ-подразделения Schneider Electric.
PC Week: Каковы последние тенденции на ИТ-рынке и как они влияют на сферу энергообеспечения вычислительного оборудования?
Филипп Арсено: Глобальный ИТ-рынок сейчас сильно меняется. Серверы и дата-центры уходят с территорий компаний. Эта тенденция наметилась в США пару лет назад и сейчас уже наблюдается в Европе, в том числе и в России. В результате в 2016 г. доля дата-центров, которые находятся на территории компаний, снизилась на 5%. И в 2017 г. данная тенденция продолжится.
Это связано с использованием облачных технологий и услуг провайдеров. Их можно разделить на две категории. Во-первых, это компании, которые предлагают услуги colocation, т. е. физическое пространство для размещения дата-центров клиентов, а во-вторых, есть провайдеры облачных услуг, находящиеся в США, Китае и других странах, мы называем их веб-гигантами. В целом по этим двум категориям рост составил где-то
Но невозможно все перенести в облако. Поэтому появляются новые варианты. Например, Edge Computing, суть которого заключается в размещении вычислительных ресурсов на границе корпоративных сетей. Это связано с тем, что для ряда приложений время отклика при работе с внешним облаком может быть слишком велико или пропускная способность линий связи недостаточно большая и некоторые вычисления требуется проводить локально. Поэтому должны быть какие-то мощности, расположенные непосредственно в компаниях.
Такой подход отличается от гибридных облаков, которые представляют собой комбинацию локальных и удаленных мощностей и применяются, он применяется, если компания хочет хранить и обрабатывать локально какую-то информацию, например, персональные данные. У Edge Computing другая цель — компенсация времени отклика. Многие приложения имеют строгие требования по времени отклика, а потому нужно, чтобы часть мощностей находилась внутри компании.
Что касается энергообеспечения, здесь главное заключается в том, что дата-центры должны становиться более энергоэффективными, так как количество их увеличивается и потребление электроэнергии растет. Поэтому нужно оптимизировать расход энергии.
PC Week: Но оптимизация также нужна и для тех ЦОДов, которые находятся на территории компаний. В чем разница между ними и дата-центрами провайдеров с точки зрения энергоэффективности?
Ф. А.: В компаниях ЦОДы обычно небольшие — одна-две серверные комнаты, поэтому вопросы энергообеспечения не стоят так остро, хотя и в таких серверных мы видим потенциал для экономии электроэнергии, пропорциональный масштабам этих серверных. То есть, чем больше серверная, тем больше может быть выгода от экономии электроэнергии. Внешние ЦОДы, предназначенные для colocation или облачных услуг, гораздо больше обычных корпоративных серверных. В них консолидировано огромное количество ИТ-оборудования. В таких случаях инвестиции в технологии оптимизации энергопотребления дают ощутимый и значительный эффект.
Тенденция повышения энергоэффективности в дата-центрах стала заметна лет пять назад и продолжается до сих пор, поскольку расход энергии на нужды больших ЦОДов может достигать в зависимости от страны
Одним из ключевых индикаторов оптимизации расхода электроэнергии является Power Usage Effectiveness (PUE), коэффициент эффективности использования энергии, представляющий собой соотношение между общим объемом электроэнергии, потребляемой ЦОДом, и количеством энергии, затраченной на электроснабжение непосредственно ИТ-оборудования. Например, ИТ-системы потребляют 50 кВт, а ЦОД целиком — 100 кВт, значит, индекс PUE равен двум, а 50% общего расхода энергии идет на инженерную инфраструктуру.
В идеале индекс должен быть равен единице, но это недостижимо. Наша задача вместе с клиентами заключается в снижении этого индекса ради повышения энергоэффективности. Для этого мы оптимизируем системы охлаждения, системы энергообеспечения и остальные инженерные системы. Другими словами, мы работаем не над оптимизацией ИТ-систем, а над повышением энергоэффективности инженерной среды дата-центра.
Мы постоянно работаем над обеспечением необходимого нашим заказчикам высокого уровня надежности их ЦОДов. Для достижения показателей по доступности инженерных систем мы прикладываем усилия не только в направлении повышения надежности отдельных элементов, но и уделяем большое внимание комплексной работе всех инженерных подсистем . Ведь только согласованная работа всех звеньев приведет к надежной и эффективной работе всего механизма, каким, по сути, и является инженерная инфраструктура ЦОДа.
PC Week: Возвращаясь к первому вопросу, хотелось бы узнать, как на рынке систем энергообеспечения отражаются глобальные ИТ-сдвиги?
Ф. А.: Мы наблюдаем, что дата-центры становятся ключевым элементом перемен на ИТ-рынке. Появляются огромные региональные ЦОДы, становится больше локальных ЦОДов и создаются системы Edge Computing.
Возьмем, к примеру, видеосервис Nertflix. Изначально у его создателей была стратегия централизации, но затем они поняли, что для пользователя это не очень удобно, потому что видео нужно загружать быстро. Поэтому они перешли к стратегии дублирования, создавая более мелкие дата-центры, расположенные ближе к потребителям для сокращения задержек. Этот пример показывает тенденцию дублирования, когда большие региональные дата-центры дополняются более мелкими локальными.
Это значит, что необходимо иметь решения для оптимизации энергопотребления как для крупных дата-центров, так и для небольших ЦОДов, которые находятся на краю больших облаков, и совсем маленьких серверных комнат. Такие решения должны быть стандартизированными. Мы не хотим каждый раз изобретать велосипед. Стандартизированные, готовые решения проще устанавливать, внедрять и поддерживать.
PC Week: Как эти тенденции влияют на структуру глобального рынка? Какие сегменты рынка сейчас на подъеме, а в каких происходит спад? Меняется ли состав игроков? Усиливается ли конкуренция?
Ф. А.: Переход с онпремисных систем на облачные технологии происходит все быстрее и оказывает негативное влияние на игроков ИТ-рынка, в том числе и наши традиционные решения, предназначенные для серверных комнат.
Сейчас главный фокус направлен на дата-центры, и конкуренция там растет, потому что это растущий рынок. Наша компания занимает первое место в мире по инфраструктуре для дата-центров и по решениям в области энергообеспечения. Это — оценка аналитиков, таких как IDC, и наша собственная оценка, полученная на основании внутренней информации по прибылям, по рынкам и т. п.
Что касается размера нашего рынка, то онпремисная часть сокращается, а облачная — увеличивается. В целом рынок постепенно растет. Но многое зависит от страны и того, на каком этапе развития находится местный рынок. Мы видим, что в некоторых странах наблюдается консолидация провайдеров облачных услуг и коэффициент использования дата-центров еще недостаточно высок для того, чтоб инвестировать в новые дата-центры. В этом случае на данном рынке наблюдается небольшой спад.
Среди участников рынка тоже происходят изменения. Так, появляются новые игроки из Китая, что обусловлено размером местного ИТ-рынка. Приходят на рынок игроки, не связанные с ИТ, например, электротехнические компании. Наша компания также относится к этой сфере, что позволяет предоставлять полное решение для электроэнергетической части ИТ-инфраструктуры, включая бесперебойное питание, охлаждение для стоек серверов, подключение к сетям среднего напряжения и т. д.
PC Week: В чем состоят отличия российского рынка систем энергообеспечения от международного?
Ф. А.: Прежде всего, размеры страны заставляют задуматься о стратегиях, отличных от тех, которые используются в менее крупных странах. Кроме того, Россия позднее западных стран начала следовать тенденции использования внешних дата-центров. Поэтому многие вычислительные мощности еще находятся на территории компаний, а сами эти компании еще не полностью доверяют облачным технологиям. Но переход в облака будет постепенно происходить.
Еще одно отличие заключается в том, что в России персональные данные граждан должны храниться внутри страны. К тому же в последние два года работать на российском ИТ-рынке стало труднее, чем раньше. Но мы твердо намерены развиваться на российском рынке и считаем, что эти сложности временные, инвестиции в ИТ начнут расти, будет строиться больше дата-центров.
PC Week: Как вы учитываете особенности российского рынка в своей деятельности?
Ф. А.: Большие изменения в России связаны с локализацией производства, т. е. сборкой оборудования в России в соответствии с требованиями законодательства. Мы этим занимаемся, и мы будем способствовать увеличению количества продукции, произведенной в России.
Так, щитовое оборудование мы делаем в Самаре на заводе «Электрощит». Все это нужно для дата-центров. Ведь ЦОД — это не только машинный зал, для его функционирования также необходимы трансформаторные подстанции, системы распределения электроэнергии и т. д. 60% всего, что Schneider Electric продает в России, произведено внутри страны.
Что касается источников бесперебойного питания, то это достаточно высокотехнологичное оборудование, и прежде, чем принять решение локализовать какую-то его часть, нужно провести серьезные исследования относительно емкости рынка. Мы пока рассматриваем этот вопрос.
Но в целом локализация для нас очень важна. Это своего рода обязательство, которое мы на себя принимаем, так как планируем находиться на российском рынке в течение длительного времени.
PC Week: Как развивается ваш бизнес в России? Есть ли изменения в стратегии работы в нашей стране?
Ф. А.: На данный момент мы имеем несколько крупных проектов и продолжаем традицию партнерства с ведущими компаниями. В недавнем времени Schneider Electric запустила партнерский проект, который связан с инвестициями в научно-исследовательский центр в Сколково для разработки программного обеспечения.У нас также есть партнерский канал, в который входят реселлеры и дистрибьюторы. Для нас важно оставаться вместе с партнерами не только в хорошие, но и в тяжелые времена. Мы их стараемся поддержать, предлагая подходящие решения, соответствующие потребностям заказчиков. Например, если клиент не может позволить себе делать большие инвестиции, то вместо какого-то новейшего решения мы можем предложить предыдущую версию. Также уделяем большое внимание модернизации оборудования, потому что в кризисные времена важнее не строить что-то новое, а модернизировать имеющееся.
Кроме того, будем предоставлять больше услуг, например, проведение оценки имеющихся систем, поиск способов оптимизации для продления срока работы оборудования вместо его замены. Такого рода услуги предлагают партнеры или мы сами напрямую. Сейчас запускаем в России новый сервис для партнеров, связанный с обучением. В результате партнеры теперь могут не только перепродавать наши сервисные программы, но и самостоятельно предоставлять услуги, например, выполнять сборку решений. У нас есть партнеры из числа системных интеграторов, у которых уже сейчас достаточно экспертизы, чтобы самостоятельно заниматься сборкой.
Что касается перемен в стратегии, то мы активно запускаем новые продукты в средней ценовой категории. Это — глобальная стратегия, которая реализуется во всем мире, включая Россию.
Премиальное предложение у нас останется, так как многие клиенты довольны нашими передовыми и инновационными решениями. Но мы также не забываем и про средний ценовой диапазон, ориентируясь на клиентов с более скромными бюджетными возможностями по сравнению с крупными корпорациями.
PC Week: Спасибо за беседу.