Интерес к Интернету вещей (Internet of Things, IoT) продолжает расти. Gartner говорит о 25 миллиардах подключенных устройств по всему миру к 2020 году, а Cisco считает, что их будет не менее пятидесяти миллиардов. При этом IoT уже перестал быть притчей во языцех — это не эфемерное понятие, и число проектов, успешно реализованных в этой сфере, быстро увеличивается. К примеру, сервис-провайдер Orange Business Services, со­труд­ни­чающий с крупными мировыми компаниями, планирует заработать на таких проектах 600 млн. долларов США уже в 2018 году. Дэвид Холден, коммерческий директор Orange Business Services в России и СНГ, делится видением своей компании основных трендов и рассказывает об успешно реализованных ею кейсах и экспертизе в области IoT.

Сегодня мир стоит на пороге четвертой промышленной революции, одним из ключевых элементов которой является Интернет вещей. Это очень широкое, практически всеохватное понятие, которое включает в себя весь спектр взаимодействия предметов между собой, осуществляемого без непосредственного участия человека.

Развитие стандартов передачи данных, где настоящим качественным прорывом должны стать новые стандарты связи (LTE‑M, LoRa, 5G), удешевление «умных» датчиков, совершенствование энергосберегающих технологий, позволяющих устройствам Интернета вещей работать без подзарядки на протяжении месяцев и даже целого ряда лет, разработка операционных систем и прикладного ПО для IoT — всё это и многое другое открывает широкие перспективы для распространения IoT во множестве отраслей, где до недавнего времени сложно было представить себе, чтобы те или иные предметы могли взаимодействовать друг с другом без помощи человека, абсолютно самостоятельно.

Такие сферы, как розничная торговля, промышленное производство, здравоохранение, транспорт, управление городской средой и без­о­пас­ностью, «умные» дома и офисы и ещё многое другое, в большинстве своем уже готовы к приходу IoT‑решений, знают, для чего они нужны им, какие проекты можно реализовать в этой области и какие преимущества получить в ходе цифровой трансформации бизнеса.

Компания Orange может предложить своим заказчикам не только продукты и оборудование для построения IoT‑инфраструктуры, но и наработанную экспертизу, в основе которой лежат проекты, реализованные в различных странах мира. Мы фокусируемся на четырех направлениях в области Интернета вещей — построении «умных» городов, промышленном производстве, транспорте и здравоохранении.

По сути, основная ценность IoT‑проектов заключается не в каком-то уникальном оборудовании или программном обеспечении, но в создании интеграционных решений и сервисов, которые можно реализовать на их основе. Важно рассказать заказчикам о создании новых бизнес-моделей, о формировании пользовательского опыта, о новых рынках, открывающихся перед ними, и т. д. Прежде всего заказчик должен понять, как Интернет вещей способен помочь его бизнесу — раскрыть новый потенциал, оптимизировать производство, снизить расходы на эксплуатацию. И уже после этого можно приступить к разработке архитектуры и выбору инструментов.

Одной из главных составляющих разработки IoT‑решений, которую мы можем предложить своим заказчикам, является модульная платформа Datavenue, предназначенная для создания IoT‑сервисов, сбора и обработки больших данных. Эта платформа способна собирать данные с самых разных источников (датчиков, камер, модулей для подключения оборудования), она может обеспечить подключение к самым надежным и защищенным сетям, управлять полученными данными с целью повышения эффективности производственных и бизнес-процессов, а также поддерживать интеграционные возможности и масштабируемость полученного решения. С помощью платформы Datavenue можно, к примеру, визуализировать и анализировать поведение потребителей в розничной торговле, движение транспорта в городе и множество других параметров, а затем, на основании полученной информации, принимать технологические и управленческие решения.

На мировом рынке платформа Orange Data­venue была представлена прошлой осенью, но во Франции она успешно используется еще с 2015 года. Одним из наиболее интересных проектов на ее основе можно назвать оптимизацию расходов для одной из французских компаний, специализирующейся на строительстве автомобильных дорог. В рамках данного проекта предусматривалась установка IoT‑сенсоров для «умных» парковок, для измерения температуры поверхности дорожного покрытия, заполнения мусорных баков, работы счетчиков электричества, воды и газа и даже датчиков, оповещающих о наличии мыла и туалетной бумаги в уборных. Всё это позволило нашему клиенту пересмотреть график обслуживания инфраструктуры и оптимизировать процесс закупки расходных материалов, сэкономив на этом немалые средства.

В транспортной индустрии Интернет вещей используется очень широко. Мы уже привыкли к мобильным сервисам, позволяющим следить за движением общественного транспорта в реальном времени, видеть, где находится твой автобус, трамвай или такси в данную минуту. Это стало возможным благодаря интеграции систем спутникового мониторинга и геолокации с Интернетом вещей. Для коммерческих перевозчиков существуют IoT‑решения для мониторинга расхода топлива, движения транспорта по заданному маршруту, степени загруженности автомобилей, износа техники и т. д. Подобные системы помогают логистическим и транспортным компаниям максимально эффективно использовать имеющиеся активы, избегать простоев, нарушения правил дорожного движения, злоупотребления с топливом, недозагруженности и, соответственно, денежных потерь. Одна из крупнейших компаний по прокату автомобилей — Hertz с помощью Orange подключила свой европейский автопарк к Интернету вещей, тем самым обеспечив своих клиентов не только сервисами геолокации, но и оперативной технической поддержкой.

В такой, казалось бы, консервативной сфере, как сельское хозяйство, датчики Интернета вещей собирают информацию о температуре и влажности почвы, что позволяет автоматизировать полив и расход удобрений, а также вентиляцию теплиц.

В кампусе компании Orange на базе Интернета вещей организована система контроля и управления доступом. В качестве пропуска в здание может служить как карточка, так и мобильное устройство. С помощью мобильного приложения можно оповестить встречающего со­труд­ни­ка о том, что посетитель находится в здании, проложить маршрут по территории офисного кампуса, найти и забронировать свободные переговорные комнаты и многое другое.

Интернет вещей — это целая экосистема, которая включает в себя аппаратные средства, сетевое оборудование, программные платформы для обработки и анализа полученных данных, средства хранения данных, а также инструменты для их эффективного использования. Как правило, все эти компоненты выпускают разные производители, и основную сложность при реализации IoT‑проектов составляют интеграционные вопросы. В ­Orange всегда готовы предложить комплексные IoT‑решения, включающие в себя аппаратные и программные составляющие от различных поставщиков, функционирующие в сетях разных типов и стандартов. Наши инженеры проводят большую работу в тестовых лабораториях, чтобы выбрать продукты и технологии, оптимальные по соотношению цены и качества, и затем предоставить их заказчикам. Все платформы, поставляемые компанией Orange для IoT‑проектов, являются вендоронезависимыми. Они не только поддерживают максимально широкий спектр оборудования, но и интегрируются с платформами других производителей.

Одной из наиболее перспективных технологий связи, позволяющей подключить к одной сети тысячи и тысячи устройств, является LoRa, с помощью которой можно организовать межмашинное (M2M) взаимодействие на расстоянии до 15 километров при минимальном потреблении электроэнергии, обеспечивающем несколько лет автономной работы на одном аккумуляторе АА. Во Франции Orange уже запустила пилотную сеть LoRa, охватившую всю территорию страны, а к концу года такую сеть планируется развернуть и в России для одного из крупных клиентов компании.

Российские заказчики также проявляют немалый интерес к Интернету вещей. За последние годы этот интерес вышел из теоретической плоскости в практическую. Из наиболее востребованных сценариев применения IoT можно выделить вышеупомянутое управление парком транспортных средств, «умные» счетчики воды, газа и электричества, системы управления активами, а также, что особенно актуально для России как крупнейшего поставщика природных ресурсов, — решения по интеллектуальной разведке и разработке месторождений нефти и газа.

СПЕЦПРОЕКТ КОМПАНИИ ORANGE BUSINESS SERVICES