Большинство изданий сегодня активно используют онлайн как приоритетный формат для публикаций. Но если в бумажном формате юридические риски изданиям знакомы, то в интернет-пространстве, где их может быть значительно больше, не всегда. И подтверждение тому — большое число судебных разбирательств. Как снабдить свой материал интересными иллюстрациями и при этом не нарушить права третьих лиц? Об этом на VIII Всероссийском форуме деловых СМИ рассказала Ирина Шурмина, юрист практики по интеллектуальной собственности юридической компании «Гольцблат БЛП».
По общему правилу, использование объектов интеллектуальной собственности должно сопровождаться получением согласия автора, указанием авторства, ссылкой на источник, выплатой вознаграждения и т. д. Однако есть исключения. Одно из них — цитирование. Если цитирование текста чаще всего вопросов не вызывает, то цитирование фотографии — напротив. Этот вопрос сейчас очень актуален, поскольку практика складывается крайне противоречивая.
«Есть мнение, что фотографии цитировать можно, и об этом говорил Верховный суд в 2003 г. По этой же линии пошли суды общей юрисдикции и некоторые арбитражные суды первой инстанции. Плюс — практика европейских судов. Но есть и прямо противоположная точка зрения — фотографии цитировать нельзя, поскольку цитирование предполагает использование только части объекта. Об этом говорят и арбитражные суды, и суд по интеллектуальным правам. В ближайшее время вопрос будет рассматриваться в Верховном суде», — рассказала г-жа Шурмина.
Говоря о европейской практике, она пояснила, в каких случаях, по мнению судов, фотографии цитировать можно. Речь идет об особых ситуациях, в частности, использование фото в случае похищения человека. «Однако и в этом случае подход европейских судов довольно жесткий — цитировать можно, но при этом должно быть соблюдено условие: использование фотографии никоим образом не должно ущемлять права правообладателя».
По ее словам, довольно активно СМИ прибегают к эмбеддингу, когда применяется вставка в статью фрагмента той интернет-страницы, где размещена фотография. «По общему правилу, эмбеддинг не является нарушением авторского права. Но есть некоторые исключения. К примеру, если ссылка дана на незаконно размещенный контент. Если у того, кто размещает ссылку, разрешения правообладателя не было, и она была размещена в коммерческих целях для извлечения прибыли, это может быть признано нарушением».
Эти критерии были сформулированы Судом справедливости ЕС в 2016 г. «Исходя из существующей практики, эмбеддинг — это наиболее удачный вариант, учитывая, что соцсети предоставляют подобную техническую возможность, прописывая ее в своих правилах пользования. Но и здесь надо быть осторожным, в частности, с использованием фотографий, опубликованных в закрытом аккаунте. То есть, в случае, когда автор уже ограничил доступ к своим материалам», — пояснила г-жа Шурмина.
Говоря о претензиях на нарушение авторский прав, она обратила внимание на введение претензионного порядка: обнаружив нарушение, до подачи иска, правообладатель в обязательном порядке должен отправить претензию нарушителю.
Если издательством получена претензия на нарушение авторских прав, фото необходимо удалить, ответить на претензию и постараться урегулировать ситуацию в досудебном порядке. В данном случае, по словам г-жи Шурминой, важно обратить внимание на указание в претензии срока, в течение которого фотография должна быть удалена и/или дан ответ: «Этот срок необходимо соблюсти, иначе это будет основанием для подачи иска в суд». На претензию следует ответить и в случае, когда фото было использовано правомерно, обосновав при этом свою позицию и подготовив доказательства.