Для построения цифрового бизнеса необходима быстродействующая и маневренная ИТ-инфраструктура. Против этого никто не спорит. Но как добраться до обетованной земли инноваций и революционного преобразования бизнеса — это вопрос, ставящий в тупик лидеров бизнеса и ИТ, работающих в самых разнообразных секторах и отраслях.
Узловой вопрос заключается в следующем: «Поскольку инновационные циклы становятся более сжатыми и требования к бизнесу растут, организации должны выходить за пределы чисто внутренних унаследованных ИТ-систем. Возможности для движения вперед сосредоточены вокруг облака», — заявляет Джек Сепл, старший управляющий консалтинговой фирмы Accenture.
Это требует значительного сдвига в мышлении. И это также путь, преисполненный вызовов, включающих должный выбор приложений, сервисов и инфраструктуры для размещения в облаке, и типа облаков, которые будут использоваться для разных задач. Частные, гибридные и публичные облака по-разному влияют на деятельность предприятия.
«Сравнительно мало компаний могут позволить себе роскошь начинать с чистого листа с изначально облачным мышлением, — говорит Ранжит Боа, технологический руководитель отделения Deloitte Consulting в США. — А для всех остальных важно преодолеть постепенный подход и разработать четкую стратегию миграции в облако».
Вызовы миграции в облако
Отраслевые исследования показывают, что свыше 90% организаций в той или иной форме используют облако. Однако широта освоения облаков не обязательно отражает глубину этого освоения. Одни компании имеют в облаке четыре-пять корпоративных приложений, а у других их десятки и сотни.
«Большинство организаций перемещаются в облако несколько бессистемным и хаотическим образом, — говорит Боа. — Они переводят туда приложение за приложением или бизнес-продукт за бизнес-продуктом». Это тягостный, отнимающий много времени и ресурсов подход. И в конце концов «многие из этих компаний приходят к выводу, что задача непомерно трудна».
От проблем при миграции в облако не избавлен никто. Многим организациям достаточно сложно составить ясную схему своих бизнес-процессов и потоков рабочих операций, особенно когда у них остаются в использовании мэйнфреймы и другие унаследованные системы. Но вместе с этим надо разобраться в вопросах взаимоотношений с вендорами, проблемах безопасности и общих стратегических задачах, включая правильный выбор типа облака.
«Все это может превратиться в очень долгий, затяжной процесс, и поэтому важно продумать наилучший путь перехода», — считает Боа. В одних случаях предприятие может выбрать инкрементальный процесс, занимающий от нескольких месяцев до пары лет. В других случаях предприятию выгоднее одним разом перевести все операции в облако.
CIO должен пристально и тщательно исследовать этот вопрос, советует Сепл. По внутренним причинам, либо для взаимодействия с партнерами и другими звеньями цепочки поставок компании может потребоваться сохранить определенную часть унаследованных ИТ-систем. В формулировке стратегии могут играть роль и вопросы соблюдения регулирующих норм. Конечно, понадобится учитывать и факторы операционных затрат и капитальных вложений.
«В реальности практически ни одна организация, исключая изначально облачные компании, целиком перейти в облако в ближайшем будущем не сможет, — говорит он. — Наиболее прогрессивные компании в настоящее время продвинулись в облако наверное на
Облако — зрелая технология
Одна вещь вполне ясна: CIO и другие управленцы за последние несколько лет стали себя чувствовать в сфере облаков гораздо комфортнее, выключая и публичные облака. Растет понимание того, что в облаке заключено большее, чем просто способ сократить расходы и эффективно управлять затратами. Оно может приносить стратегические и практические выгоды. За ускорением и улучшением операций могут следовать более крупные инновации и преобразования.
Во многих случаях облачные провайдеры предоставляют более высокий уровень сервиса и лучшую безопасность, чем внутренние системы многих организаций. Эти возможности, в свою очередь, поддерживают такие инициативы, как DevOps, маневренное и ускоренное видоизменение приложений и цифровые решения реального времени, которые открывают путь к инновациям и созданию ценностей. Облака также открывают возможности для использования самых передовых технологий, таких как искусственный интеллект и глубокое обучение.
«Технология созрела до такого уровня, когда становится очевидным, что облако предлагает наилучшее решение», — утверждает Сепл.
Чтобы выработать всеобъемлющий план, CIO и другие лидеры бизнеса и ИТ должны исследовать, и зачастую не один раз, всё от бизнес-процессов до стандартов. По словам Сепла, важно отступить назад и посмотреть на бизнес и ИТ-операции широким всеобъемлющим взглядом, ища конкретные пути для реализации новых возможностей и достижения конкурентных преимуществ. Это может подвести организацию к использованию программно-определяемых сетей или API, которые перестраивают бизнес или взаимодействие с покупателями.
Боа говорит, что CIO следует рассмотреть три широких стратегических подхода к освоению облаков. Первый состоит в том, чтобы выстроить облачную среду параллельно существующей унаследованной среде, тщательно ее протестировать и потом переключиться с одних систем на другие. Одна канадская страховая компания, с которой он работал, используя этот подход, недавно перевела примерно половину своих операций в облако, что потребовало около девяти месяцев на планирование и реализацию проекта.
Второй метод, по словам Боа, заключается в том, чтобы выделить конкретные продукты или сервисы и перевести все связанные с ними системы в облако. Если организация выбирает этот подход, желательно расставить по приоритетам разные группы продуктов и сервисов, учитывая их сложность, стоимость и риски.
Третий подход предполагает определение новых продуктов, направлений бизнеса и операций, естественным образом связанных с облаком, или использование модели слияний и приобретений других фирм как сервиса.
Не приходится сомневаться, что современная высококонкурентная бизнес-среда подталкивает организации к переводу все большего объема ресурсов в облако. Цифровые инструменты и технологии требуют быстродействующих, маневренных и гибких ИТ-инфраструктур.
«Облако перестраивает предприятие, — говорит Боа. — Оно предоставляет по-настоящему эффективную операционную модель. Поскольку темпы инноваций ускоряются, и организации хотят вступать на путь преобразований, они должны находить пути для того, чтобы день за днем изменять свою продуктивную среду».