По мнению заведующего кафедрой оптимизации бизнес-процессов университета «Синергия» Андрея Коптелова, прозвучавшему на заседании организованного CFO-Russia и Prosperity Media дискуссионного клуба «Цифровое предприятие», для этого желательно иметь на предприятии своего «цифрового директора» (CDO, Chief Digital Officer), который в идеале должен иметь широкий спектр компетенций как в ИТ, так и в бизнесе. Ему следует обладать знаниями в областях трансформации продуктов и процессов, управления изменениями и электронной коммерции, онлайнового маркетинга и промоутерства через социальные сети. Впрочем, далеко не все участники дискуссии разделили это мнение: как они считают, появление еще одной руководящей позиции между CIO и CEO способно скорее внести разнобой, нежели принести реальную пользу. В какой-то степени с ними согласен и сам Андрей Коптелов, заявивший, что CDO нужны на переходный период в
Другое дело, что далеко не все понимают под такой трансформацией одно и то же. Скажем, для компании «Локомотивные технологии», где по словам ее начальника управления разработкой Дениса Розвера, управление предприятием строилось в лучшем случае на таблицах Excel, прошедшее внедрение современных средств управления техническим обслуживанием и ремонтами подвижного состава и переход на электронный документооборот с оцифровкой исторических архивов вполне может рассматриваться как цифровая трансформация. Иногда к ней относят применение отдельных инновационных устройств и технологий: об использовании очков виртуальной реальности для популяризации полетов по тем или иным туристическим маршрутам рассказала директор по маркетингу Air France в России и СНГ Ольга Кусмарцева. Еще один хороший пример, представленный менеджером центра развития бизнес-систем «Северстали» Игорем Варфоломеевым, — использование методов искусственного интеллекта и машинного обучения для прогнозирования качества слябов на основе параметров исходного сырья и сотен других факторов.
Отдавая должное подобной пошаговой цифровизации бизнеса, многие выступающие настаивали на более четком определении обсуждаемого понятия. Так, директор по ИТ компании «Черкизово» Владислав Беляев считает, что цифровая трансформация должна помочь находить новые технологии и встраивать их в свои процессы, добиваясь за счет этого зримых конкурентных преимуществ. По мнению директора по развитию бизнеса компании «Мегаполис» Дмитрия Лебедева, с ее помощью удастся создавать новые точки роста благодаря использованию больших объемов данных и обмену ими. Очень важно и то, что подобная трансформация должна стать основой для совершенно новых моделей ведения бизнеса.
Как рассказал директор по инвестициям компании «МегаФон» Андрей Кириллов, в результате покупки контрольного пакета голосующих акций Mail.ru Group, аудитория его компании охватывает 90% пользователей Рунета, а это в свою очередь позволяет ей трансформироваться из традиционного оператора связи в компанию «интегрированных цифровых коммуникаций». С этой целью в настоящее время ведется проект «Гагарин», нацеленный на внедрение сквозных, максимально стандартизированных процессов в соответствии с лучшими практиками SAP на базе ERP-системы S/4 HANA. Проект планируется завершить в 2018 г. и это, как убежден Андрей Кириллов, станет важным шагом на пути превращения «МегаФона» в цифровое предприятие.
Примером цифровой трансформации является, по мнению Владислава Беляева, и проект «Кашира», в рамках которого в этом городе строится новый мясоперерабатывающий завод, который планируется ввести в эксплуатацию в I кв. 2018 г. Цель проекта — создание в существенной степени безлюдного производства, обеспечивающего высокий уровень качества готовой продукции (в данном случае сырокопченых колбас). Благодаря тесной интеграции используемых ERP-, WMS- и MES-систем одновременно с планированием на верхнем бизнес-уровне должны формироваться более детальные планы снабжения исходными продуктами и загрузки оборудования. Главные трудности на этом пути связаны с отсутствием стандартов обмена информацией на уровне контроллеров (PLC) и SCADA, а также с дефицитом специалистов по промышленной автоматизации. Строго говоря, в данном случае не совсем корректно говорить о трансформации: ведь предприятие строится на новых принципах с нуля. Однако, как полагает Владислав Беляев, появление такого предприятия будет стимулировать цифровую трансформацию и в остальных предприятиях холдинга «Черкизово».
В роли апологета «безлюдности» предприятий выступил и начальник управления ИТ «Сургутнефтегаза» Ринат Гимранов, заявивший, что главным трендом на ближайшее будущее станет не автоматизация труда человека, а его полная замена информационными роботами (там, где это возможно). Уже сегодня они делают многие операции быстрее и точнее человека, и пожалуй единственным сдерживающим фактором здесь является неопределенность относительно того, кто будет отвечать за неверные действия. Как пошутил один из участников дискуссии: «Кто будет сидеть вместо робота-бухгалтера?»
Впрочем, и без всяких роботов технический прогресс всегда сопровождался заменой ручного труда машинным. Ринат Гимранов напомнил, что компьютеры используются для управления бизнесом уже многие десятилетия и поэтому цифровизация не есть что-то совершенно новое. Особенность нынешней цифровой трансформации в том, что она затрагивает не технологический слой, а непосредственно бизнес. В идеале она должна привести к тому, что при проектировании тем или иным способом новых бизнес-процессов под них автоматически будет трансформироваться и информационная система.
Удачный пример рождения новой бизнес-модели на основе цифровой трансформации привел финансовый директор дирекции X5 Retail Group по транспорту Кирилл Кузьменко. Еще несколько лет назад транспортная служба X5 представляла собой печальное зрелище: из 1,5 тыс. грузовиков 30% были старше семи лет, отсутствовал автоматизированный финансовый учет, вся документация оформлялась на бумаге, а стоимость рейса была на
Еще одна важная цель цифровой трансформации — ускорение вывода на рынок новых продуктов и услуг. Как рассказал руководитель направления стратегического развития «Райффайзенбанка» Сергей Щербинин, сегодня банки стремятся запускать новые банковские продукты за несколько дней, а в интернет-компаниях типа Facebook новые сервисы вводятся в действие за несколько минут. Его кредитная организация еще в 2012 г. начала развивать с этой целью направление Agile-разработки. За это время компания испробовала разные пути: от приглашения готовых специалистов до обучения отдельных собственных сотрудников. Все они оказались не очень удачными, и теперь руководство видит единственный выход — обучать методам Agile весь коллектив.