Десятилетие назад iPhone переопределил способы взаимных соединений людей и систем и совместного использования данных. Он стал проводником в эру мобильных приложений и коммуникаций и совместной работы в реальном времени. Тем не менее, технологический прогресс последних нескольких лет в какой-то мере застал лидеров бизнеса и ИТ врасплох. Облачные вычисления, Интернет вещей (IoT) и аналитика реального времени радикально изменяют бизнес и ИТ.
«Мобильные технологии бешеными темпами движутся вперед», — говорит Сатья Рамасуами, вице-президент и глобальный руководитель отделения TCS Digital Enterprise компании Tata Consultancy Services.
Сегодня домашние пользователи и работники множества отраслей используют мобильные устройства для бессчетного числа действий, взаимодействий и транзакций. Быстро исчезают ручные процессы и формируются цифровые операции, что позволяет людям принимать решения и решать задачи в любом месте и в любое время. «Уже не нужно ждать, что кто-то введет данные в систему, — поясняет Рамасуами. — Мобильные технологии ускоряют бизнес-процессы и повышают точность информации».
Тем не менее, нарождается на свет еще более продвинутая ступень мобильности. Осваивая средства искусственного интеллекта (ИИ), такие как распознавание образов, обработка речи и машинное обучение, мобильность выходит за границы обычных приложений и переходит в царство тонкого или даже нулевого интерфейса. В сочетании с IoT-подключениями, данными геолокации, данными социальных сетей и тому подобным мобильность превращается в концентратор, вокруг которого осуществляются все корпоративные коммуникации.
Тони Фросс, вице-президент по цифровой стратегии Capgemini Consulting, отмечает, что в конечном итоге мобильности суждено продвигать технологическую революцию, а не следовать за ней.
Переосмысливая продукты, сервисы и взаимосвязи
Мобильная инфраструктура следующего поколения заставляет бизнес и ИТ переосмысливать продукты, сервисы и даже всю совокупность взаимосвязей с работниками, партнерами и покупателями. Поскольку кнопки и клики уступают место голосовым командам, обработке изображений и продвинутой аналитике, меняются, иногда очень резко, модели покупок и потоки операций.
Этот тренд также усиливают всевозможные подключенные устройства — от выключателей света и автомобильных шин до промышленных систем управления и оборудования сельскохозяйственных ферм — которые генерируют мириады измеряемых данных.
Сегодняшние мобильные технологии позволяют ритейлерам, ресторанам, банкам и многим другим предприятиям кастомизировать контент, упрощать задачи и формировать более адекватный и органичный пользовательский опыт. Примерами могут служить доставка маркетингового сообщения на смартфон в правильном контексте через интеграцию маячков, датчиков и аналитики или использование камеры смартфона для сканирования продукта и отображение в реальном времени его наличия в продаже и цены.
По словам Фросса, принцип mobile-first (на первом месте мобильность) — уже пройденный этап, и теперь мы находимся на этапе context-first (на первом месте контекст).
В конечном счете цель состоит в том, чтобы связать вместе различные дискретные процессы и создать сумму, которая будет больше, чем отдельные части, поясняет он. Например, Uber позволяет коснуться кнопки в приложении, заказать автомобиль, указать ему свое точное местоположение, приехать по месту назначения и оплатить поездку без каких-либо дополнительных взаимодействий устройств.
Аналогичным образом, Starbucks, Panera и другие компании теперь позволяют покупателям делать заказы через свои телефоны и выбирать блюда, не стоя в очереди. Они также интегрируют платежи, бонусные баллы и другие функции. «Когда интерфейс хорошо спроектирован, он прокладывает пользователю путь через слои меню и экранов, чтобы доставить его прямо к желаемому пункту назначения», — говорит Рамасуами.
Выстраивание мобильных инфраструктур следующего поколения
Проектирование и построение мобильной инфраструктуры следующего поколения — задача непростая. Здесь требуется большее, чем просто копирование функций, подходов и практик, используемых другими компаниями, говорит Фросс.
Фундаментом для создания подлинно ценных предложений являются инновации и коренные перемены. Вместе с тем, когда предприятие находит правильную комбинацию технологий — камера, микрофон, GPS, ИИ, датчики и т. д. — и создает ценные вещи для пользователей, резко меняется и сама мобильная парадигма. «Она может стать полностью трансформационной и приводить к фундаментальному переосмыслению пользовательского опыта и бизнес-процессов», — указывает Рамасуами.
Например, туристическое агентство сможет запустить в действие голосовой поиск авиарейсов, отелей и туров на основе естественного языка. Пользователь просто будет диктовать названия городов или аэропортов, дату и предпочтительную авиакомпанию или тип отеля наряду с другими пожеланиями, и система выдаст ему соответствующую информацию.
Банк сможет благодаря технологии использовать для аутентификации распознавание черт лица, а его клиенты смогут управлять нужными им функциями, например, банковскими переводами и оплатой счетов, с помощью мигания глаз, ручных жестов или своего голоса. В любом случае, поясняет Рамасуами, «цель состоит в том, чтобы осуществлять взаимодействия бесконтактными способами под управлением ИИ».
Чтобы добиваться успеха в этом прекрасном новом мире, предприятиям потребуется соединять опыт технологических специалистов, специалистов по изучению данных, бизнес-персонала, партнеров и других групп. Мобильность должна идти в ногу с маневренностью и гибкостью.
«Важно мыслить очень широко, понимать, в чем состоит мобильность, и знать, что сегодня возможно в автомобилях, медицинских устройствах, носимых девайсах и т. п., особенно когда эти системы имеют подключения к смартфонам и другим мобильным устройствам», — говорит Рамасуами. Может потребоваться и подключение к облачным функциям, включая возможности ИИ в виде сервиса, предлагаемые, например, в Amazon Cloud Service и Microsoft Azure, или функционал IBM Watson.
Хотя в какой-то мере, замечает Фросс, термины «контекст» и «персонализация», быть может, уже затасканы в сегодняшней бизнес-среде, эти понятия находятся в центре мобильной трансформации. «Важно создать для пользователя правильный опыт, учитывающий его специфические предпочтения, характер и поведение. Мощный мобильный опыт играет критическую роль, а потери от бездействия и неиспользованных возможностей невероятно высоки, — полагает он. — Это цифровая гонка вооружений, и мобильность находится на переднем фронте доставки новых возможностей, которые так ждут домашние пользователи, работники предприятий и вообще все люди».