Превалирующая тема всех очерков про цифровую трансформацию состоит в том, что компании думают, что им дано больше времени, чем это есть на самом деле. Но почему это так, никто не дает ответа. Иными словами, мы видим, что вокруг нас происходит трансмформация, но почему же так трудно выйти на ее передний фронт?
Когда я вспомнил про эссе Рэя Курцвейла «Law Of Accelerating Returns» («Закон ускоряющейся отдачи»), меня осенило. Цифровая трансформация порождает коллизию между экспоненциальными изменениями и желанием нашего ума, чтобы вещи были линейными. Приведу ряд соображений.
· Закон ускоряющейся отдачи гласит, что эволюционирующие системы, например, информационные технологии, испытывают экспоненциальные изменения. Это происходит потому, что более новое поколение технологий выстраивается на базе предыдущих поколений и ускоряет рост итоговой отдачи. Вспомним про то, как Интернет привел к облакам, что ускорило развитие мобильных приложений, которые базировались на высокоскоростном беспроводном доступе, и т. д.
· Ускоряющаяся отдача генерирует экспоненциальные кривые изменения фундаментальных параметров системы. Это то, что Рэй доказал математически в своем законе. В ИТ это означает, что параметры мощности и скорости имеют тенденцию удваиваться через регулярные интервалы времени, а затраты наполовину уменьшаются. Вспомним закон Мура.
· Закон ускоряющейся отдачи подразумевает, что закон Мура не является исключением, это скорее правило. Поэтому можно рассчитывать на существование многих «законов Мура», и мы видим это на самом деле — почитайте про закон Гилдера, закон Меткалфа, закон Крайдера и т. д.
· Проблема экспоненциальных систем состоит в том, что они оказываются для нас сюрпризом. Подтверждением этого является знаменитая история про императора и изобретателя шахмат. Вначале мы предполагаем, что изменения линейны и постепенны, потом все ускоряется и мы корректируем наши прогнозы и, наконец, после одного цикла удвоения мы попадаем в трудное положение. Мы не учитываем то, что экспоненциальные изменения в системе происходят все время, незаметно приводя к удвоению или уменьшению в два раза. И тогда ... бабах, революция.
Это объясняет, почему так трудно занять передовые позиции в цифровой трансформации, ведь большинство фирм планирует линейным образом. Как обычно ведется бизнес? Вы планируете, выделяете бюджет, работаете и измеряете. Вы знаете, что изменения трудны, что ресурсы ограничены, вы учитываете наличие конкурентов и вы действуете прагматически. Вы никогда не двигаетесь быстрее способностей своей организации. Вы монотонно бредете одной дорогой. Между тем, революционеры — которые не имеют вашего багажа — выстраивают цифровой опыт нового поколения в облаке, используя новейшие технологии. Они летят на гребне волны экспоненциальных изменений и рвутся все дальше вперед.
Что же надо делать? Усвойте, что у вас есть время лишь для того, чтобы сфокусироваться на вещах, которые сделают вас более ведомыми запросами потребителей, более управляемыми глубинными знаниями, более быстрыми и более подключенными к новой информации. Потребители будут всегда двигаться быстрее вас — вникайте в их интересы через глубинный анализ и используйте его результаты в каждой части вашего бизнеса.