Приближается день, когда программа развития цифровой экономики России должна быть представлена на утверждение Президенту. В параллель с официально назначенным исполнителем президентского поручения (Минкомсвязи) прогнозы и проекты цифрового будущего в инициативном порядке прорабатывались в независимых экспертных сообществах. Одна из наиболее активно работающих в этом направлении экспертных групп, возглавляемая Владимиром Румянцевым (Фонд цифровых платформ, ФЦП), передала в Экспертное управление Администрации Президента свои предложения.
Фактически, в этих предложениях высвечиваются контуры самостоятельной программы с обозначением приоритетов, целей, путей их достижения, результатов и сроков. В своих предложениях ФЦП четко выделяет ключевое звено, концентрация сил и ресурсов на котором открывает возможность вывести на новый уровень экономику в целом.
Таким звеном, по мысли специалистов Фонда, являются цифровые платформы (ЦП) — новые единицы экономики 21 века, ее «глобальные клеточки», оптимизирующие взаимодействия участников рынка в той или иной индустрии либо взаимодействия участников сложных производственных систем. Определение драйвера развития цифровой экономики выгодно отличает программу Фонда от аналогичных программ, в которых ИТ рассматриваются в целом, без обозначения и обоснования ведущих направлений и приоритетов.
Почему именно ЦП? Появление мощной ЦП на любом рынке (Uber, SmartCAT, Amazon, Airbnb, CAINIAO и др.) приводит к существенному сокращению потерь времени и ресурсов на взаимодействия между участниками (так называемые транзакционные издержки). Снижается себестоимость товаров и услуг, значительно ускоряются операционные циклы каждого, кто подключен к платформе. В ЦП «зашиты» механизмы координации действий, замещающие традиционные способы управления, продвижения продуктов, поиска контрагентов, товаров и услуг. Отпадает нужда и в многочисленных посреднических звеньях при движении результатов труда к конечным потребителям. ЦП делают рынки прозрачными, расширяют поле конкуренции, формируют постоянно обновляемые рейтинги участников. Накопление и обработка потоков данных, проходящих через ЦП, значительно упрощает задачи анализа, оптимизации и перестройки связей между субъектами рынка.
Сегодня работу ЦП и ее последствия невозможно не замечать. На наших глазах сменилась бизнес-модель работы такси; все больше россиян предпочитают покупать товары не в магазинах, а через eBay или Aliexpress: удобнее, дешевле, иногда даже быстрее.
Предложения ФЦП представляют особый интерес в силу того обстоятельства, что руководитель экспертной группы Владимир Румянцев является инициатором создания успешно работающей на глобальном рынке российской ЦП SmartCAT. Вместе с тем он хорошо знает «изнутри» платформенную экономику Китая, одну из крупнейших в мире и лидирующую по темпам роста.
Эксперты ФЦП настаивают на необходимости сфокусировать программу развития цифровой экономики страны на ускоренном создании ЦП во всех индустриях и сферах жизнедеятельности. Платформенный базис позволяет с недостижимой прежде эффективностью, точностью, экономностью и быстротой разворачиваться всем видам экономической и социальной активности. Движение мира в сторону платформенной экономики — это устойчивый тренд, который в ближайшие годы изменит расклад сил на национальных и глобальном рынках. Становление платформенной экономики во многом определит будущее государств и приведет к значимым геополитическим изменениям, возможные сценарии которых важно просчитывать наперед.
Способность ЦП работать «поверх» национальных границ открывает возможность для компании-оператора платформы быстро выходить на глобальный рынок. Те из государств, кто не включится в глобальную гонку создания ЦП на правах самостоятельного игрока, вынуждены будут размещать свою экономику на платформах других стран, рискуя национальным суверенитетом. Немногие страны определились сегодня со стратегией развития платформенной экономики. Наибольших успехов в платформизации добились США и Китай, которые не только лидируют по количеству и качеству созданных платформ, но и выходят на следующий виток: объединяют ЦП нескольких индустрий — таких, например, как торговля, логистика, банковские и страховые услуги, — в целостные экосистемы с синергетическим эффектом.
Зарубежный опыт, равно как и опыт создания ЦП в России, тщательно изучался и использовался при разработке предложенной ФЦП программы. Программа включает в себя три основных направления работ по созданию системы отраслевых платформ. Все они предполагают активную роль государства как обладателя важнейших ресурсов для создания платформенной экономики — государственных информационных систем (ГИС) и системы госзакупок.
Первое направление связано с законодательством. Предлагается при принятии любого нового закона одновременно создавать ЦП автоматизированного управления процессами, которые устанавливает и регламентирует данный закон. Здесь платформа выступает прежде всего как управленческий инструмент обеспечения законоприменительной практики, без которого такая практика все чаще захлебывается от недостатка людских ресурсов и заходит в тупик. Вместе с тем, широкое использование ЦП представителями законодательной и исполнительной власти послужит ускоренному формированию платформенной культуры в госуправлении.
Второе направление — реорганизация системы регулируемых государством закупок, которая охватывает сегодня около половины всего внутреннего рынка страны. Предлагается встроить в нее механизм их автоматической классификации, на основе которой станет возможным отслеживать и с высокой точностью прогнозировать динамику рынков. Для малых госзакупок предлагается создать отдельный маркетплейс, освободив закупщиков (а львиная доля всех закупок — малые) от ненужных бюрократических нагромождений и сократив потери ресурсов как со стороны покупателей, так и со стороны поставщиков. Накопленные в ИС госзакупок данные об отраслевом спросе значительно упростят запуск отраслевых ЦП, позволяя удерживать столь важный на этапе запуска баланс между спросом и предложением.
Третье направление — передача ГИС по конкурсу на концессию частным компаниям с сохранением у государства необходимых функций контроля. ГИС содержат огромный потенциал неиспользуемых данных, в том числе информацию о поставщиках, потребителях, сделках, товарах и услугах. Эти информационные залежи представляют большую ценность для создателей отраслевых ЦП, поскольку позволяют снизить риски их запуска, сократить сроки и стоимость создания и, в конечном счете, хорошо заработать на комиссионных от участников платформы.
Получив в свое распоряжение ГИС с ее базами данных, компания получает все козыри для того, чтобы стать создателем, оператором и совладельцем ЦП.
Реализация программы ФЦП предусматривает три этапа, по каждому из которых определены основные результаты. Очень кратко и выборочно содержание этапов и некоторые их результаты можно обозначить следующим образом.
Но первом этапе
Второй этап
Третий этап (2020 — 2024 гг.) — интеграция экосистемы цифровой экономики России в цифровое пространство ЕАЭС и последующее расширение платформенной экосистемы ЕАЭС за счет целенаправленного массового вовлечения в нее новых стран, не сумевших создать собственную платформенную экосистему.
Программа ФЦП предусматривает ускоренный рост национальной платформенной экономики, а в перспективе — выход в лидирующую группу глобальных игроков. Предложенные ФЦП прогнозно-целевые цифры роста доли экономики стран ЕАЭС в мировом ВВП на отдаленную перспективу выглядят следующим образом: от 2% в 2016 г. — к 4% в 2025 г. и до 20% (догнать Китай и обогнать США!) в 2040 г.