В последние несколько лет рынок буквально заполонили мобильные гаджеты — смартфоны, планшеты, ноутбуки и гибриды, все эти устройства «оседают» на руках пользователей. Перманентное их накопление не могло не привести к накоплению некоторой критической массы и, соответственно, к изменению способов потребления и создания контента. Нужно заметить, что концепции применения мобильных устройств потребителями и предприятиями заметно отличаются: если первые в основном используют планшеты для просмотра соцсетей, общения в чатах и мессенджерах и т. п., то вторые нуждаются в более функциональных гаджетах, обеспечивающих выполнение рабочих задач.
Учитывая, что потребительский мобильный рынок достиг стадии насыщения, производители устройств сосредоточились на выпуске планшетов и гибридов для бизнеса. Многие предприятия, стремящиеся перевести свои рабочие процессы в плоскость «мобилизации», закупают подобные устройства для своих сотрудников, но проблема заключается в том, что некоторые из них делают это на ощупь, не имея чёткого представления о том, как правильно выстроить стратегию управления. Ситуация отягощается тем, что для решения повседневных задач работники привлекают собственные смартфоны и другую технику. В итоге на предприятии аккумулируется хаотически работающий парк устройств, что явно не способствует созданию здорового делового климата.
Так чем же нужно руководствоваться при переходе на «мобильные рельсы»? Каких ошибок можно избежать? CIO пяти компаний и организаций поделились с ZDNet своим опытом внедрения стратегий мобильности.
1. Сфокусируйтесь на качестве сервисов, а не на девайсах
CIO муниципального совета лондонского района Камден Омид Шираджи считает, что выбор гаджета не принципиален, важнее предоставить людям удобную технологию. По его словам, в политиках его учреждения не прописаны чёткие требования относительно того, какими устройствами должны пользоваться сотрудники. «Моя основная цель — предоставить нужные инструменты для выполнения работы, и не столь важно, закупаются ли они для этих целей централизованно или это персональные гаджеты», — сказал он.
Шираджи уточнил, что несмотря на отсутствие привязки к конкретным устройствам, совет Камдена изучает перспективы перевода своих служащих на гибридные устройства, но пока что основную часть имеющихся на балансе устройств составляют ноутбуки, айпады и смартфоны. Он считает, что из всех гибридных устройств наибольший интерес представляют планшеты со съёмными клавиатурами: «Мы стремимся, чтобы и наши сотрудники, и клиенты могли получить доступ к сервисам с любых платформ, поэтому гибриды — это лучшее из двух миров».
Шираджи настоятельно рекомендует другим CIO избегать при выборе устройств директивного подхода, тем более что это расходится с практикой BYOD. «Первостепенная задача ИТ-директора — обустройство служб и сервисов, поэтому я всё делаю для того, чтобы они были удобными для клиентов вне зависимости от используемых ими гаджетов, или платформ», — подчеркнул он.
2. При выборе девайсов нужно руководствоваться насущными задачами
Мартин Дрепер, ИТ-директор компании Liberty, занимающейся розничной торговлей премиальными товарами, является давним поклонником продукции Apple и любит пользоваться MacBook и iPhone, а в качестве рабочего инструмента для управления другими устройствами применяет iPad. Тем не менее, он считает, что «хотя очень часто выбор бизнес-инструмента диктуется личными предпочтениями, они не должны превалировать, когда для решения задачи может быть выбран лучший прибор».
По словам Дрепера, некоторые сотрудники его компании требовали выдать им айпады или макбуки. «ИТ-отдел и магазин — это разные вещи, поэтому не стоит от меня этого требовать. Мы в ИТ-отделе не придаём решающего значения гаджетам. Главное для нас — найти для наших клиентов лучшее решение», — сказал он.
3. Используйте планшеты для нересурсоёмких задач
ИТ-консультант Эндрю Эбауд, ранее работавший CIO Laureate Education, говорит, что
Эбауд уточнил, что всё же есть некоторые задачи, для которых iPad Pro не годится: «Несмотря на то, что большую часть времени я провожу с айпадом, когда мне потребуется создать презентацию или сложные таблицы, придётся воспользоваться более мощным устройством». Одним из таких устройств является iMac. Эксперт признает, что планшеты далеко не всегда подходят для бизнеса — всё зависит от сферы деятельности компании.
4. ИТ-решения не должны приниматься изолированно
По данным Gartner, за последние несколько лет маркетинговые подразделения из вспомогательных служб превратились в ключевую силу, определяющую развитие и бизнес-ориентиры предприятия. Об этом свидетельствуют маркетинговые бюджеты, которые увеличиваются уже три года подряд и практически сравнялись с бюджетами, выделяемыми компаниями на содержание ИТ-служб. Некоторые рыночные наблюдатели считают, что набирающая популярность модель цифровой трансформации бизнеса будет сопровождаться попытками маркетологов перетянуть на себя основные бюджеты.
Директор по маркетингу банка TBS Питер Марки считает, что несмотря на усиление маркетинговых подразделений ИТ-службы пока что являются основным носителем новых технических идей. В качестве примера он приводит сотрудничество ИТ-департамента и маркетингового подразделения одной из крупнейших в мире страховых групп Aviva (в этой компании он работал на аналогичной должности). Марки говорит, что блестящие идеи инженеров и их реализация маркетологами создали успешный тандем, от которого во многом зависел успех Aviva. Тем не менее, добавил он, даже прорывные идеи должны опираться на существующую действительность и возможности компании.
Что касается его личных предпочтений, то Марки предпочитает ноутбуки. «Я набираю текст вслепую, поэтому ноутбук с физической клавиатурой — лучшее для меня. Как пользователь старой закалки, я не могу обойтись без мощных настольных программ Excel и PowerPoint, но эти инструменты предназначены для работы на ноутбуке, поэтому планшеты — не мой выбор», — сказал он.
5. Учитесь управлять разнообразием девайсов
Люди буквально обложились смартфонами, «умными» колонками и часами, телевизорами, электронными книгами. Что характерно, большинство потребителей не задумывается о принадлежности этих гаджетов к той или иной программной экосистеме. Максимум, что они могут вспомнить, например, о смартфоне, что тот работает на Android, и то только потому, что информация об этой ОС звучит на каждом углу.
На самом деле устройств, которые работают не на Android, не так уж и мало. Бывший CIO Rolls Royce Джонатан Митчел говорит, что, проникая в бизнес-среду, они вызывают у ИТ-директоров обеспокоенность с точки зрения сохранности корпоративной информации и повышения качества обслуживания клиентов.
Как практик с многолетним опытом работы он решил развеять миф о том, что ИТ-директора находятся на острие новых технологий. «Почему-то считается, что люди из мира технологий обладают самыми лучшими инструментами, но будучи CIO я практически всегда сталкивался с самым старым оборудованием, которое только может быть. И этот опыт помог мне понять всю глубину проблем, которые окружают CIO. В любом случае накопленные знания помогут вам управлять тем, что у вас имеется. Уверен, оно не всегда будет новым», — сказал он.