Финская лесопромышленная группа «Мется» уже давно ведет бизнес в России, не только продавая тут свои товары, но и имея в нашей стране производство, продукция которого реализуется в других странах, в том числе в Евросоюзе и Японии. Как любой современный бизнес, «Мется» широко использует ИТ, но в ходе реализации своей глобальной ИТ-стратегии ей приходится учитывать национальные особенности конкретного региона. О том, как решаются эти вопросы в России, обозреватель PC Week Андрей Колесов поговорил с директором по ИТ в России группы «Мется» Иваном Козловым.
PC Week: Что представляет собой ваша компания? Какую роль в ее деятельности играют ИТ?
Иван Козлов: «Мется» — финская лесопромышленная группа компаний (metsä — означает «лес» по-фински). Лесная промышленность — это уже давно не только лесозаготовки, но еще в большей степени изготовление товаров из лесоматериалов, включающее как деревообработку, так и производство продукции из целлюлозы. Группа «Мется» ведет свою историю с 1934 г., когда было учреждено частное предприятие «Метсялиитто» («лесной союз»), преобразованное в 1947 г. в кооператив, в который вошло 10 тыс. финских лесовладельцев. Развитие бизнеса шло по традиционной схеме: сначала появились предприятия по деревообработке, затем — производство целлюлозы, а после этого — изготовление бумаги и картона. Любопытно, что глобальная тенденция цифровизации повлияла на спектр продукции группы: в какой-то момент было решено отказаться от производства графических сортов бумаги из-за падения спроса на нее, в прошлом году мы переоборудовали последний бумажный завод на производство высококачественного коробочного картона. Отмечу, что такой комплексный охват всего спектра производства нужен для повышения эффективности бизнеса, например, рядом с целлюлозным заводом всегда строится лесопильное производство для наиболее эффективного использования деловой древесины.
Сейчас в состав «Мется» входят пять производственных подразделений, которые занимаются разными видами этой деятельности. В целом группа ведет бизнес в 26 странах мира, в ней работает около 10 тыс. человек, а ежегодный объем продаж составляет порядка 5 млрд. евро. Материнской компанией остается кооператив «Метсялиитто», объединяющий теперь уже 104 тыс. финских лесовладельцев.
Сразу отмечу, что лесная промышленность — это высокотехнологичная отрасль во всех ее компонентах, в том числе касательно лесозаготовок, не говоря уже о производстве бумаги и картона. Для примера скажу, некоторые сорта картона производят только две компании в мире (обе финские, одна из них —"Мется«), причем во многом именно потому, что владеют уникальными технологиями и ноу-хау.
Еще надо сказать, что многие финские компании исторически выросли (еще с XIX века) из лесной отрасли и со временем стали мировыми лидерами в современных высоких технологиях, наиболее яркий и известный пример, конечно, Nokia. Группа «Мется» осталась работать в своей изначальной сфере, но, поверьте, производство той же целлюлозы не уступает по технологической сложности изготовлению кремниевых пластин для микропроцессоров. Кстати, «чип» в своем исходном значении слова — это «деревянная щепка».
Что касается автоматизации производства, то до прихода в «Мется» я работал в компании, которая выпускает автомобильное оборудование, и уровень автоматизации в этой сфере находится на очень высоком уровне. Но когда я первый раз увидел, что представляет собой лесопильные поточные линии, то был искренне поражен их качеством и уровнем автоматизации, когда на входе конвейера подаются стволы деревьев, а на выходе получаются готовые к употреблению высушенные и упакованные лесоматериалы.
PC Week: Какое положение занимает Россия в бизнесе «Мется»?
И. К.: В России представлены почти все направления бизнеса группы, но по-разному. Так, здесь имеются два производства — лесозаготовка и лесопиление в Ленинградской области, а некоторые зарубежные производственные подразделения представлены в России офисами продаж. То есть что-то группа тут производит, а что-то — только продает. В частности, пиломатериалы производятся в России, но их бóльшая часть потом вывозится для продажи за рубеж.
PC Week: Давайте перейдем к ИТ. Какова их роль в бизнесе «Мется»?
И. К.: Сегодня любой успешный бизнес базируется на эффективном применении ИТ, причем самых современных. Группа «Мется» — хороший пример, потому что у нас представлены разные виды деятельности, ИТ-системы применяются как для управления предприятием в понимании ERM/ECM (информационные ресурсы, деловые процессы и пр.), так и для управления физическим оборудованием (то, что относится, скорее, к категории АСУТП).
О роли ИТ в жизни «Мется» говорит довольно серьезная перестройка бизнеса и организационной структуры группы, проведенная в течение последнего десятилетия. Дело в том, что до этого времени производственные подразделения группы в существенной мере действовали как автономные, слабо связанные между собой компании. Но затем была поставлена задача более серьезной интеграции разных видов деятельности с целью как координации на уровне бизнеса, так и снижения затрат на управление. И в решении этой задачи важная роль отводилась (и отводится сейчас) как раз ИТ, так как именно они должны стать ключевым связующим механизмом. В том числе речь шла об унификации используемых ИТ, поскольку раньше каждая компания в существенной мере решала ИТ-вопросы самостоятельно.
Новая стратегия предусматривала и интеграцию разных направлений зарубежного бизнеса, в том числе и в России. Именно тогда была создана наша российская ИТ-дирекция. То есть, если раньше управление ИТ велось в основном по вертикальной схеме (местные ИТ-отделы компаний подчинялись руководителю компании), то теперь их заменила единая горизонтальная структура на региональном уровне, которая должна проводить единую ИТ-стратегию группы.
PC Week: Ваш пример зарубежной холдинговой структуры, которая работает в разных регионах мира, очень интересен. Как известно, для многих иностранных компаний, присутствующих в России, возникает вопрос — как строить здесь свою ИТ-стратегию. С одной стороны, вроде бы можно проводить единую техническую политику, например используя одну ERP-систему во всех уголках мира, с другой стороны, возникает проблема — как учесть местную национальную специфику? Ведь нам известно, что эти вопросы особенно актуальны для России, которая довольно сильно отличается от Евросоюза по менталитету, законодательству и пр. Как решаются эти вопросы в вашем случае?
И. К.: Да, такая проблема есть — как, реализуя единую ИТ-стратегию глобальной компании, учитывать национальную специфику отдельных стран. Я знаю достаточно много примеров, когда, приходя в Россию, например, покупая тут местный завод, зарубежный владелец чуть ли не полностью меняет существующую ИТ-инфраструктуру, устанавливая, скажем, ERP-cистему, которая используется им в головной компании и по всем локальным подразделениям. Возможно, особенностью финского бизнеса (я тут говорю не только о группе «Мется») является его гибкость в решении подобных вопросов, старание учитывать местные условия, слушать доводы в пользу тех или иных вариантов. Но, разумеется, предлагаемые решения должны быть обоснованными, приводимые доводы тщательно анализируются.
Так, на нашем лесопильном заводе в Ленинградской области работает SAP ERP, а вся бухгалтерия построена на базе «1С», поскольку российский продукт не только дешевле, но и, что самое главное, четко отслеживает изменения местной нормативно-правовой базы, которые происходят со средней частотой раз в две недели. В то же время у нас используется единая для всей группы в мире служба каталогов Active Directory, общая облачная почтовая система.
Собственно, одной из главных моих начальных задач было именно решение вопроса унификации ИТ-систем в России: где нужно ставить ПО, используемое группой в глобальном масштабе, а где подойдет что-то местное, учитывающее специфику региона.
PC Week: Если вы применяете единую службу каталогов, то как вы учитываете, скажем, местное законодательство по защите персональных данных?
И. К.: В России находятся локальные удаленные контроллеры-домены, на которых хранятся персональные данные локальных сотрудников, эти сведения автоматически реплицируются на центральные серверы. Так что закон полностью соблюдается: он требует, чтобы персональные данные собирались и хранились в России, но не запрещает хранение их копии за рубежом.
PC Week: Получается, что из отечественного ПО вы используете только «1С:Бухгалтерию»?
И. К.: Нет, не только. В частности, у нас на одном из предприятий применяется и развивается ERP-система «1С». В ней еще раньше было сделано довольно много доработок, все это переносить в другое ERP-решение — дорого, сложно, в общем — нецелесообразно. Но мы со своей стороны занимались обеспечением интеграции местных и глобальных ИТ-систем группы, например создали модули по импорту данных, формирования отчетов в нужном виде и пр.
Вот еще один пример: в Финляндии используется отличная система управления закупками, но у нее нет поддержки русского языка, анализ показал, что локализация этого ПО будет неоправданно сложным делом. В результате мы изучили местные предложения и выбрали подходящий нам отечественный продукт на базе «1С» компании «Финансист». При этом мы сделали для этой системы дополнительные модули, через которые финские контролирующие менеджеры, могут следить в реальном времени за процессами наших закупок.
Если обобщить, ИТ-стратегия группы «Мется» нацелена на практический результат, а не на формальную унификацию ИТ-систем.
PC Week: А как отразились отечественные экономические перипетии последних лет на вашем российском ИТ-бюджете?
И. К.: ИТ-бюджет зависит от состояния и планов развития бизнеса. Российский бизнес группы в чем-то просел (импорт в Россию), в чем-то вырос (экспорт), но в целом, кажется, остался на том же уровне. Соответственно и ИТ-бюджет в среднем остался на прежнем уровне.
PC Week: Что представляет собой ваша базовая ИТ-инфраструктура и каковы тенденции ее развития?
И. К.: В глобальном плане группа использует арендованные вычислительные ресурсы у одного из европейских системных интеграторов, там, в частности, размещены мощные системы SAP. В России мы применяем в основном решения «1С», для их работы достаточно локальных серверов, расположенных на каждой площадке. Но общая тенденция — консолидация локальных ресурсов и облака. В том числе изучается вариант переноса «1С» в какой-то российский ЦОД, просчитываем экономическую целесообразность такой миграции или перехода на модель SaaS.
Что касается софта, то мы исторически делаем ставку на программную платформу Microsoft (Windows, SQL Server, Exchange, Office 365, CRM) и в настоящее время не думаем об уходе от нее.
PC Week: Кто определяет движение в облака? Бизнес или ИТ-подразделение?
И. К.: Бизнесу совершенно все равно — облака или не облака. Ему нужны ИТ-сервисы, удобные для бизнес-потребителя, быстро развертываемые, модифицируемые, надежные и экономичные. А как реализовать эти ИТ-сервисы — это задача ИТ-департамента, ему и решать.
В России у нас до недавнего времени были проблемы с каналами связи. Город Подпорожье, где находится наш завод, — это самая далекая точка Ленинградской области, и хотя он находится на железнодорожной магистрали «Европейская часть — Мурманск», коммуникации там были «не очень». Но примерно год назад мы решили проблемы со связью, в том числе проложив туда оптический канал. Это позволяет нам сегодня реально рассматривать вариант перевода тамошних ИТ-систем в облачный вариант.
PC Week: Если посмотреть на ваши достижения за последние два-три года, то что бы вы выделили в качестве наиболее важных?
И. К.: Знаете, есть проекты, которые можно представить в каком-то вещественном формате, например, раньше такой автоматизации не было, а сейчас есть. А есть вещи, которые нельзя оценить в функционале и в затраченных усилиях, но при этом они очень важные. Возьмем, например, казалось бы, такое абстрактное понятие, как культура компании, культура взаимодействия.
Так вот, главным своим достижением я считаю как раз выстраивание этой культуры. Впрочем, ее тоже можно оценить в каких-то количественных показателях, например, эффект от нее виден по снижению времени от появления какой-то идеи до ее реализации. Причем я тут говорю не об ИТ-идеях, а о бизнес-задачах, которые должны быть реализованы на базе ИТ. Конечно, тут важную роль играют соответствующие технические средства типа Service Desk, но все это работает намного лучше, если подкрепляется взаимопониманием и взаимопомощью на личностном уровне. Согласно нашим ежегодным опросам, уровень удовлетворенности пользователей качеством ИТ-услуг постоянно растет последние четыре года — мы уже приближаемся к некоему теоретическому максимуму, и задачей следующих лет будет сохранить достигнутый высокий уровень.
В группе «Мется» есть хорошая традиция собирать два раза в год всех ИТ-сотрудников группы (этот около 170 человек со всего мира) на общие внутренние ИТ-конференции, на которых люди знакомятся друг с другом, в том числе обсуждая проблемы, обмениваясь опытом и вырабатывая совместные решения.
Если же говорить именно об ИТ-проектах, то очень важным для нас было создание единого расчетного центра для всех российских подразделений группы, а также работа по унификации бухгалтерских систем. Был ряд проектов по автоматизации каждого из наших предприятий. Поскольку сфера деятельности у всех разная, то и системы подбирались индивидуально. В одном случае это централизованный SAP, в другом «1С:УПП», в третьем больше подошла система «1С:УАТ», а в четвертом мы доработали «1С:Бухгалтерию» и интегрировали ее с финской системой KUVA, чтобы они дополняли друг друга.
PC Week: Кроме стационарных производств у вас есть еще лесозаготовки, где участки работ и сама техника постоянно перемещаются. Получается такая мобильная производственная модель. Как обстоят дела с ее ИТ-автоматизацией?
И. К.: Мы сейчас изучаем вопрос возможности использования дронов и других вариантов беспилотников для мониторинга лесной обстановки, в том числе для получения оперативной информации о породном составе леса. Но вот что мы делаем уже сейчас — это анализ и обработка информации с харвестеров. Харвестер — это заменяющая бригаду лесорубов машина, которая сама спиливает деревья, очищает их от веток, нарезает сортименты нужной длины и аккуратно складывает в пачки. Каждый харвестер оборудован датчиками и компьютером, которые собирают всю информацию о результатах работы машины: все параметры каждого бревна (длина, диаметр, порода древесины и место его заготовки). Соответственно, имея информацию со всех машин, мы получаем сведения по участку в целом и можем точно планировать процесс вывоза лесоматериалов и их распределение по местам дальнейшей обработки.
Конечно, идеальным вариантом был бы сбор такой информации в реальном времени через мобильную связь (как это делается в Финляндии), но у нас лесные районы пока не обеспечены GSM-покрытием, так что нам приходится собирать эти данные на флэшках. То есть мы сейчас имеем сведения примерно с недельной периодичностью, чего для планирования ресурсов нам вполне достаточно.
Вывозку леса мы так же отслеживаем с помощью GPS-датчиков, встроенных в лесовозы, и контролируем как места погрузки-разгрузки, так и соблюдение безопасности перевозки. Все данные выгружаются в учетную систему и сверяются плановые и фактические показатели.
PC Week: Спасибо за беседу.