Руководство Москвы, в том числе и мэр Сергей Собянин, много говорит о конкурентоспособности города на глобальной арене. Значимой и обязательной составляющей глобальной конкурентоспособности, безусловно, является образование, поэтому мы решили разобраться, как развивается цифровизация в образовательной сфере нашей столицы. Об этом нам рассказала Светлана Романова, руководитель продукта направления «Информационные технологии в образовании» Департамента информационных технологий (ДИТ) города Москвы.
PC Week: Какие задачи ставит город в рамках программы цифровизации школьного образования?
Светлана Романова: Пожалуй, на уровне города можно выделить четыре задачи. Во-первых, это обеспечение равных возможностей для всех детей, в том числе тех, кто по каким-то причинам не может посещать школу. Во-вторых — стимулирование детей к учебе, что положительно скажется на качестве образования. Например, используемые в рамках пилотного проекта «Московская электронная школа» (МЭШ) интерактивные панели очень интересуют детей, они хотят подойти потрогать, а ведь это только начало — мы уже планируем применять идеи геймификации в электронном образовании. В-третьих — увеличение эффективности расходования бюджетных средств. И наконец, в-четвертых, повышение удовлетворенности граждан при оказании государственных услуг.
PC Week: Как можно оценить современный уровень цифровизации столичного образования? Каковы перспективы?
С. Р.: В плане внедрения ИТ достигнут определенный уровень зрелости, в частности давно автоматизированы управленческие процессы, развернута облачная бухгалтерия для школ. Все знают, что записываться в школу надо через портал www.mos.ru, и ночные очереди у школьных ворот уже не стоят.
Однако международные исследования показывают, что хотя в рейтингах автоматизации образования наш город занимает довольно высокие позиции, непосредственно учебный процесс в Москве всё ещё имеет существенный потенциал для развития с точки зрения ИТ.
Планируется перевести процесс обучения в электронную форму, чему в первую очередь будет способствовать проект «Московская электронная школа» (МЭШ), основанный на сочетании программной и аппаратной составляющих, на общем подходе к интеграции образовательных стандартов с электронным контентом. На данный момент этот проект в полном объеме в качестве пилотного развернут в шести школах.
В программной части МЭШ состоит из двух компонентов. В Электронном журнале закладываются планы и содержание обучения, которые связываются с уже существующим контентом в Общегородской платформе электронных образовательных материалов. Подход реализован с помощью дерева так называемых «ключевых элементов содержания», и подобного, пожалуй, нет нигде в мире.
На текущий год стоит задача разработать контент для всей общей образовательной программы. И здесь задача ДИТ — обеспечить в платформе все необходимые инструменты. Также в планах — развитие функционала по созданию индивидуальных планов обучения для каждого ребенка.
Отдельное направление — самообразование. Ребенок сможет самостоятельно изучить тему (например, находясь дома), сдать тест и решить свою конкретную задачу — догнать пропущенный материал, прийти более подготовленным или освоить интересный ему предмет более глубоко.
PC Week: Какова архитектура цифровой школы Москвы? Что представляют собой back/front/middle-приложения, какие существуют архитектурные стандарты?
С. Р.: Ключевой системой можно назвать комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ). Она состоит из двенадцати информационных систем, и еще большое количество систем взаимодействуют с ней.
Среди них, например, интеграционная шина комплексной системы как механизм управления доступом к информационным ресурсам, контентная платформа, фронт-энды (mos.ru, единая мобильная платформа, электронный дневник) как ключевые интерфейсы взаимодействия пользователей с системами. Есть технологические системы, системы-поставщики данных и системы-потребители.
Применяется трехзвенная сервисно-ориентированная архитектура на базе микросервисов, в технологическом стеке в основном используются следующие библиотеки и языки разработки: Angular 2.0, React 15, Java, Objective C и C++. Мы подбираем наиболее подходящие инструменты для автоматизации соответствующих бизнес-процессов и бизнес-функций.
Сейчас система доступна для 3 млн. пользователей, что сопоставимо с населением, например, Молдавии.
Планируется расширение архитектуры с учетом потребностей дальнейшей автоматизации.
Количество систем во внешнем контуре также будет увеличиваться. Например, путем интеграции с ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система г. Москвы), чтобы данные из медицинских кабинетов о здоровье ребенка тоже поступали в распоряжение родителей. Конечно, много внимания уделяется вопросам защиты персональных данных.
PC Week: Какие подходы вы применяете для обеспечения качества трансформации?
С. Р.: Каждый проект и каждое изменение начинаются с формализации и обсуждения с функциональными заказчиками бизнес-процессов. Вместе с этим появляется потребность в обучениии учителей основам ИТ и использованию новых инструментов. Образование и ИТ начинают взаимопроникать и влиять друг на друга.
ИТ сейчас дают образованию новое качество и возможности, как раньше они совершили революцию, например, в финансовом менеджменте и в бухгалтерской сфере.
PC Week: Какие современные подходы к мотивации учеников применяются или планируются к применению в цифровой школе?
С. Р.: В первую очередь, это геймификация. Она коснется как содержания, так и форм образовательного контента, а также может предусматривать различные подходы к оцениванию учащихся.
У нас прорабатывается возможность использования ботов для поддержки пользователей приложений. Мы понимаем, что за искусственным интеллектом будущее, но это вопрос не одного дня, для качественной работы его нужно наполнять данными довольно долго. И здесь нужна методология, где и когда будет подключаться этот помощник, что он будет говорить и какая от него может быть польза.
Будем развивать, как я уже говорила, персонификацию планов обучения с учетом особенностей каждого ученика.
PC Week: Какие понятные результаты приносит цифровизация ученикам, родителям и учителям в образовательном процессе?
С. Р.: У школьников возросла мотивация к учебе, стало проще пользоваться школьными благами (например, с помощью карты «Москвёнок» для оплаты питания в школе), появились возможности для более полноценного изучения материала дома. На уроке ученики могут использовать индивидуальные устройства, так как в Московской электронной школе реализуется модель обучения, при которой контент отражается на интерактивной панели, ноутбуке учителя и мобильном устройстве ученика.
Родители сегодня точно знают, появился ребенок в школе или нет, теперь невозможно подделать или уничтожить оценки и комментарии учителя, стали удобными коммуникации с преподавателем — например, легко обосновать отсутствие ребенка на уроках.
Учителям стало намного проще вести контроль посещаемости и успеваемости, а также готовиться к урокам — они могут пользоваться готовыми интерактивными сценариями, а могут сделать сценарий «с нуля» или на основе того, что уже есть, и даже поделиться результатом с другими преподавателями. На данный момент в контентной платформе присутствует больше 32 тыс. электронных сценариев уроков по всем школьным предметам, более 400 тыс. атомарных элементов, более 200 тестов.
И абсолютно отдельное направление — «Школа Новых Технологий», где дети учатся созидать в новом, цифровом мире. Они создают здесь мобильные приложения, собирают роботов. В прошлом учебном году в целом было проведено 1700 мероприятий, в следующем их будет уже свыше двух тысяч. Дошло до того, что дети сами создают «школьный» IoT, например, в рамках одного из проектов — запрограммированный модуль определяет уровень воды в кулере, отправляет показания на сервер и автоматически делает заявку, если ее осталось мало!
PC Week: Какие функции и механизмы применяются в цифровой школе для прогнозирования и оптимизации затрат на обучение?
С. Р.: Реализован контроль загрузки одного учителя, загрузки кабинетов, автоматизировано создание расписания. В наших планах также развитие аналитической подсистемы для представления руководству школ различных отчетов.
PC Week: Как устроено взаимодействие ДИТ и функционального заказчика с точки зрения управления программой цифровизации, конкретного проекта? Применяются ли современные подходы портфельного управления, Agile, Scrum?
С. Р.: Примерно полтора года назад в ДИТ несколько изменился подход к реализации проектов — от функционального к продуктовому. Была создана выделенная команда по продукту «Образование», сейчас кроме функциональных направлений она включает развивающийся проектный офис.
В целом мы активно работаем с функциональными заказчиками — руководителями направлений и отделов в структуре Департамента образования города Москвы, например, с Городским методическим центром взаимодействуем по развитию проекта «Московская электронная школа». Работа идет как ежедневная, так и в рамках годового цикла планирования доработок.
Мы применяем в работе подходы Agile в части небольших доработок, проводимых в рамках эксплуатации систем. Что касается проектов модернизации и развития информационных систем, то внедрение этого подхода в государственном секторе сдерживается несоответствием нормативной базы с Agile. В частности, их почти невозможно сочетать с требованиями
Отдельной мерой контроля качества является сбор обратной связи «с полей» — мы активно обсуждаем интерфейсную часть систем непосредственно с учителями, которые их ежедневно используют. Им должно быть удобно, и они лучше знают, что им нужно для работы.
PC Week: Как устроено взаимодействие вашей команды и ДИТ в целом? Без чего невозможна цифровая школа?
С. Р.: Ключевыми для нас являются команды, развивающие продукты «ЦОД» и «Госуслуги», без которых мы просто не сможем предоставлять свой сервис. Нам важно также взаимодействие с централизованными комитетами по направлениям, в каждом из которых продуктовые команды собираются вместе и обсуждают лучшие практики и проблемы. Из новых структур упомяну комитет по стандартизации, который будет собирать и распространять лучшие практики по архитектуре, организации и эксплуатации информационных систем, по информационной безопасности продуктов.
И, естественно, есть сервисные подразделения — HR, PR, финансы и бухгалтерия, которые тоже помогают нам делать продукт высокого качества.
PC Week: Насколько актуальна задача обеспечения кибербезопасности для цифровой школы? Какие проекты выполняются в этом направлении?
С. Р.: В продукте «Образование» мы делим безопасность на четыре направления. Во-первых, это безопасность контента. Тут мы занимаемся контролем за реализацией ролевой модели, настройкой путей модерации контента в контентной платформе.
Во-вторых — ИТ-безопасность. Здесь мы обеспечиваем фильтрацию Интернета в точках доступа Wi-Fi, которые сейчас устанавливаются в школах, и приоритезацию трафика таким образом, чтобы, грубо говоря, школьный контент точно доходил до детей, а прочий — по остаточному принципу. При этом школы могут настроить приоритезацию по своему усмотрению: на практике подходы не то что школ, но даже разных учителей одной школы к вопросу доступа детей в Интернет сильно разнятся.
В-третьих, мы считаем, что важно обучать детей правилам поведения в киберпространстве, возможно, вместе с семьей. Тут мы сообща с другими департаментами участвуем в различных межведомственных группах и всячески поддерживаем это направление.
И в-четвертых, это управление ИБ. В нашей команде есть менеджер по ИБ, который отвечает за анализ рисков и выполнение требований законодательства. КИС ГУСОЭВ аттестована, и все доработки этой системы проходят в соответствии с требованиями ФСТЭК.
PC Week: Спасибо за беседу.