Выработка стратегии DevOps и приведение ее в действие зачастую чрезвычайно сложны. Успех зависит от таких факторов, как технология, процессы и культура.
Сложности ведения цифрового бизнеса никого не минуют, но достижение того уровня координации и оркестровки процессов, который требуется для навигации в море сегодняшних проблем, может оказаться крайне трудной задачей.
«Способность создавать новые бизнес-сервисы, новые возможности и новые функции, а затем быстро и эффективно доводить их до покупателей, клиентов и других пользователей зависит от того, будут ли ИТ- и бизнес-подразделения предприятия действовать полностью синхронно», — объясняет Дэвид Ньюберри, возглавляющий направление сервисов приложений и платформ в компании Capgemini Consulting.
Ответом на этот вызов для все большего числа организаций является DevOps. Эта методология сочетает элементы разработки (development) и операций (operations) через концептуальную схему, придающую важнейшее значение сотрудничеству и коммуникациям. Когда DevOps используется эффективно, это позволяет разработчикам ПО и другим ИТ-специалистам вести работу с бизнес-группами над автоматизацией и усовершенствованием процессов, вращающуюся вокруг инфраструктуры и ПО.
«Это очень мощное средство для устранения узких мест», — говорит Этер Сулеман, сооснователь и CEO фирмы Flux7, специализирующейся на бизнес-консультациях по вопросам DevOps.
Однако сформировать стратегию DevOps и привести ее в действие зачастую чрезвычайно сложно. Немало лидеров бизнеса и ИТ усвоили на собственном трудном опыте, что успех в этом деле зависит от нескольких ключевых факторов, включающих технологию, процессы и культуру.
Кроме того, поскольку новые технологии взрослеют и цифровизация все глубже проникает в организации, сфера охвата и природа DevOps продолжают эволюционировать. Поэтому существует потребность в расширении и масштабировании инициатив для достижения еще более эффективных результатов.
Уменьшая сложности, улучшая маневренность
Большинство лидеров ИТ и бизнеса понимает, что успешная DevOps-инициатива уменьшает уровень сложностей и повышает маневренность. Это помогает корпоративным разработчикам кодировать быстрее и лучше, гарантирует что ПО будет лучше соответствовать потребностям бизнес-подразделений и клиентов и позволяет адаптировать и масштабировать ИТ-функции под специфику организации и часто изменяющиеся требования.
«Организация может достичь уровня автоматизации и эффективности, раскрывающего потенциал трансформации», — говорит Ньюберри
В Capgemini выяснили, что 88% опрошенных CIO в той или иной степени уже используют DevOps. «Важным вопросом является уровень внедрения, поскольку в нем отчасти отражается неготовность к принятию концепции», — указывает Ньюберри.
В ряде случаев лидеры бизнеса и ИТ не имеют полной ясности в том, что такое DevOps, для чего это предназначено и как это работает. Однако здесь также есть проблемы с тем, как организации развертывают свои инициативы. Зачастую им не удается идентифицировать и вовлечь в дело ключевые заинтересованные стороны и понять связь между потребностями организации в маневренном бизнесе и тем, как, благодаря чему и где может принести результаты DevOps.
Ясное видение того, что будет давать DevOps, имеет первостепенное значение. Обычно оно вращается вокруг реализации возможностей бизнеса, что включает в себя способы более быстрого, умного и эффективного развертывания приложений, ПО и ИТ-сервисов. Чтобы достичь наилучших практических результатов — в том числе получить значительный выигрыш в производительности и организационную трансформацию — критически важно задействовать вклад ключевых заинтересованных сторон организации.
«Часто упускают из виду тот момент, что DevOps имеет тесную связь с культурой организации, — говорит Ньюберри. — Здесь требуется другое мышление и другое поведение».
Важнейшую роль играет культура ответственности, отмечает Сулеман. Это означает выработку модели управления наряду с ключевыми показателями эффективности, метриками и точками стыковки, а также воспитание коллективного понимания, что сумма систем или кода больше, чем их отдельные части.
«Группам разработчиков надо осознать, что они ответственны за большее, нежели отдельный элемент, который они создают и потом перебрасывают в следующую группу, — подчеркивает Сулеман. — Они нуждаются в более целостном понимании ответственности». Это означает мышление в терминах конечного продукта, фокус на безопасности кода и понимание того, как кодовая база в целом взаимодействует со спектром продуктов, сервисов, API и другими предложениями.
DevOps изнутри
Способность организации ввести DevOps в мейнстрим своих процессов, используя подход на базе наилучших практик, является, считает Сулеман, ключом к успеху. Он рекомендует организациям создать инновационный центр, сфокусироваться на пилотных тестах и проектах, привлекающих внимание руководства, документировать успехи и неудачи, учась на их опыте, и совместно использовать приобретенное знание в масштабе предприятия. «Когда у вас появятся внутренние эксперты и консультанты, вы сможете помогать другим группам включаться в процесс и продвигать идею вглубь организации», — пояснил он.
Конечно, здесь есть и тактический аспект. В него входит развертывание средств коммуникаций и совместной работы, позволяющих заинтересованным сторонам поддерживать контакт и сотрудничать в реальном времени, использование автоматизированных инструментов тестирования для проверки качества кода и безопасности приложений, создание облачных и API-библиотек и освоение более интегрированного подхода к управлению конфигурациями.
В дополнение организациям понадобятся более пристальный мониторинг приложений и автоматизированные панели, отслеживающие статус деятельности групп и поддерживающие активные обратные связи по выполнению проекта и управлению им. В частности, можно использовать непрерывный прогнозирующий мониторинг.
Наконец, жизненно важно покончить с разобщенностью в сфере ИТ. DevOps означает уход от традиционного обособления, когда департаменты создают, тестируют и развертывают код ограниченными порциями в пределах ограниченных групп. Выпуск кода и выполнение других задач должны осуществляться непрерывно и находиться в поле зрения всех основных заинтересованных сторон.
Хорошая новость состоит в том, что нынешняя технология и расширение знаний о DevOps делают все это возможным. «Уже не требуется, чтобы все сидели в одной комнате, — отмечает Сулеман. — Благодаря инструментам и процессам, обеспечивающим коммуникации и определяющим процедуры выдачи продукта, появилась возможность радикально изменить темпы и способы ведения разработок. У вас уже не будет разработчиков, не знающих о том, что требуются изменения и операции пошли не так, как надо. У вас уже не будет групп, которые топчутся на одном месте и в конечном счете заходят в тупик».
У организаций, преуспевших в DevOps, процессы и дела, на которые ранее уходили месяцы, будут выполняться за недели или дни. Ошибки и неудачи, на преодоление которых раньше уходила масса рабочего времени, отойдут в прошлое. Вы обретете маневренность, гибкость, высокую производительность и расцвет инноваций.
«Важнее всего понять, что DevOps — не проект на полгода. У него нет даты завершения. Это непрерывная программа усовершенствования, связывающая цепочки создания ценностей в бизнесе и ИТ, — говорит Ньюберри. — Даже при развитии технологии и изменении действующих решений DevOps будет помогать организации работать лучше и быстрее. DevOps создает условия для роста и обновления».