Стремление заглянуть в будущее — не только часть профессии бизнес-стратегов, государственных мужей и их советников, оно присуще практически каждому из нас. Будущее всегда рядом, всегда под ногами. Но не так-то просто разглядеть ростки нового в пестроте фактов и событий сегодняшнего дня. Машинное обучение, дополненная реальность, промышленные роботы, аутсорсинг программного обеспечения и «железа» — все это появилось задолго до того, как стало у всех на слуху, и сложилось в неотвратимо надвигающуюся на бизнес инновационную лавину под названием «цифровая трансформация». Сегодня, кажется, сама атмосфера бизнес-сообщества заряжена идеей: трансформируйся или умри! Но темп изменений растет, и все, что еще вчера было новым — отступает под напором новейшего.

Когда компания, занимающаяся доставкой пиццы или продажей билетов на концерты, объявляет себя — и видимо не без оснований — ИТ-компанией, это вызывает удивление и интерес. Но пожалуй более значим для оценки бизнес-перспектив прямо противоположный тренд: крупные ИТ-компании начинают осваивать и предлагать рынку традиционно непрофильные для ИТ-бизнеса услуги: ведение бухгалтерии, подбор персонала, строительство и т. п. и т. д. В России зародился и набирает обороты рынок аутсорсинга бизнес-процессов ИТ-компаниями. С чем это связано?

В условиях падения рынков и обостряющейся конкуренции предприятия всерьез взялись за эффективность своих внутренних бизнес-процессов. А самый очевидный и многообещающий путь повышения эффективности процессов — это их автоматизация. Причем автоматизация не абы какая, а «умная», действительно позволяющая бизнесу расшивать узкие места и вести дело быстрее, качественнее и с меньшими затратами. Но инструменты автоматизации стремительно обновляются, что ни год — то новое поколение, более совершенное и более многочисленное. И выигрывать будет, конечно, тот, кто внедряет все самое лучшее, самое проверенное, самое надежное. «Неайтишным» компаниям все труднее делать это своими силами.

Как отмечают эксперты, компании, не работающие на рынке ИТ-продуктов и услуг, особенно в сегменте малого и среднего бизнеса, испытывают, а со временем неизбежно будут испытывать все более остро, дефицит компетенций в области ИТ. Что делать, куда бежать? Отдельные смельчаки идут на эксперимент и объявляют себя ИТ-компаниями. Резко наращивают штат и компетенции ИТ-подразделений, привлекают под это серьезные инвестиции. Но это пока — путь самых рисковых, самых упорных и самых везучих одиночек. Что будет с остальными? Вот тут-то и намечается встречный путь: не из бизнесов в сферу ИТ, и из сферы ИТ в бизнесы. Рассмотрим подробнее, как это происходит.

Как отмечают системные интеграторы, даже после многолетнего опыта внедрения автоматизированных ИТ-решений во многих случаях им не удается добиться той эффективности бизнес-процессов в клиентских компаниях, под которую заточены их продукты. Передача процесса из рук интегратора в руки подразделений и сотрудников компании чревата таким количеством проблем, конфликтов и головной боли, что побуждает интеграторов задуматься. Задуматься и начать оказывать услуги не только по автоматизации, но и по обеспечению текущей эффективности автоматизированных процессов, то есть, по их аутсорсингу. Дополнительный аргумент в пользу создания новых аутсорсинговых направлений наряду с традиционными ИТ — то обстоятельство, что только достаточно крупная ИТ-компания может позволить себе постоянно изучать рынок новых ИТ-продуктов и лучшие практики их использования, систематически тестировать и оценивать новые решения. Полностью владея автоматизированным процессом в клиентском бизнесе, ИТ-компания получает беспрецедентное преимущество в гибкости и скорости его оптимизации, в непрерывном обновлении и улучшении функционала с учетом последних достижений мировой ИТ-индустрии. Кроме того, широко разворачивая прибыльный аутсорсинговый бизнес в непрофильной для себя области, крупная ИТ-компания может позволить себе инвестиции в поиск и найм специалистов высочайшей квалификации в этой области. Прежде всего — для профессиональной постановки технических заданий айтишникам с учетом специфики конкретной компании. А также для тонкой настройки и совершенствования уже автоматизированных бизнес-процессов.

Вот результаты небольшого выборочного экспресс-исследования на тему «что представляет собой непрофильный аутсорсинг ИТ-компаний сегодня».

ИТ-компания

Непрофильная аутсорсинговая услуга

«Ланит»

· Обучение в области ИТ и управления проектами

· Разработка учебных материалов, тестов, видеокурсов

· HR-процессы

· Консалтинг в области управления проектами

«Крок»

· Монтаж и обслуживание инженерных систем зданий

· Строительство, оснащение и эксплуатационное обслуживание контакт-центров

· Финансирование ИТ-проектов

· HR-процессы, в т.ч. адаптация, обучение, мотивационные системы, корпоративные мероприятия

IBS

· HR-процессы, в т. ч. подбор персонала на позиции продавцов в сетевой рознице

«Простые технологии»

· Сопровождение строительства сооружений для ИТ-инфраструктуры

· Ремонт оргтехники

· Обучение пользователей работе с компьютером

«Астерос»

· Строительство и оснащение офиса

FavorIT

· Маркетинг

Процесс отставания ИТ-экспертизы бизнесов от гонки технологий и компенсирующее это отставание развитие непрофильного ИТ-аутсорсинга указывает на один достаточно реалистичный вариант возможного будущего цифровой экономики в частном секторе. В этом возможном будущем компаниям не придется «трансформироваться под цифру» во всем объеме своего бизнеса. И в этом будущем выигрывать будет тот, кто научиться быстрее и радикальнее сворачивать бизнес до ядра своей ключевой компетенции, передавая все неспецифические бизнес-функции на аутсорсинг продвинутым ИТ-подрядчикам со всеми их искусственными интеллектами, биг-датами и чат-ботами. Вслед за бухгалтерией, массовая миграция которой в аутсорсинговый контур уже началась, покинут офисы компаний HR- и ИТ-подразделения, секретариат, административно-хозяйственный блок и даже, возможно, ряд управленческих функций. А по каждой из «неспецифических» для ИТ бизнес-функций сформируется несколько региональных или национальных аутсорсинговых цифровых платформ, которые будут обслуживать десятки, сотни или даже тысячи бизнесов. А в собственном хозяйстве компаний — по каждому направлению можно будет ограничиться одним-двумя специалистами топ-уровня для работы с аутсорсерами и для решения стратегических задач.

Подчеркнем еще раз, что мы обсуждаем здесь частный сектор экономики. Потому что в секторе государственных предприятий — своя история, там уже утверждена и стала обязательной к исполнению программа цифровой экономики, там вариантов и выборов гораздо меньше.

Никто не знает, как взойдут разбросанные сегодня там и сям ростки будущего. Никто не знает, какой из них доживет до будущего и станет этим самым будущим. А значит — нужно быть готовыми к разным сценариям и внимательными к каждому такому ростку.