Конец осени — начало зимы — обычно в это время ИТ-руководители приступают к составлению планов и стратегий на будущий год. При этом учитываются тенденции, которые обрели популярность в году уходящем, а также рассматриваются и детализируются возникшие проблемы. Что касается первых, то одной из главных тенденций
1. Искусственный интеллект. О штучном интеллекте много говорят, у некоторых людей создается впечатление, что это новая технология, но на самом деле это не так — корни ИИ уходят в далекое прошлое. Но важно не столько это, сколько то, что ИИ достиг переломной точки, превратившись из экспериментальной технологии в коммерческую. Это означит, что, во-первых, вычислительные мощности достигли уровня, который позволяет применять ИИ для решения практических задач (определять расстояния межу космическими объектами, моделировать физические процессы и химические реакции, рассчитывать климатические модели и т. д.).
Во-вторых, неструктурированные данные выросли до такого масштаба, когда они могут динамически использоваться в ИИ-задачах. И в-третьих, энтузиазм вокруг ИИ и его возможностей достиг пика: компании начали скупать стартапы, которые занимаются разработками в области машинного обучения. За несколько последних лет было зафиксировано около 250 сделок, особой активностью отметился I квартал этого года — за это время в руки новых владельцев перешло 37 ИИ-компаний (14,8%). Такие стартапы остаются наиболее привлекательными с точки зрения покупки крупным и очень крупным бизнесом.
Чем объясняется столь стремительный рост интереса к ИИ? Ответ на этот вопрос прост: он проник в нашу повседневную жизнь, облегчая поиск ответов на вопросы через Siri, Google Voice и Alexa. Следующая остановка ИИ — предприятия, где потребуются его прогностические возможности. В настоящее время исследовательские лаборатории обучают штучный интеллект принимать молниеносные бизнес-решения с учетом того, какое положение занимает компания на рынке, каковы её финансовые возможности, чего она хочет достичь и др. Очевидно, что для большинства компаний, особенно из числа СМБ, богатые возможности ИИ пока раскрылись не полностью, но это не значит, что ИТ-руководителям следует игнорировать его.
Многие эксперты в области ИИ свидетельствуют, что думать о его внедрении нужно уже сейчас: оценить влияние технологии на существующие стратегии компании, провести калькуляцию затрат на приобретение ИИ-решений, обдумать, как они отразятся на сотрудничестве с клиентами и др. Если CIO признает применение ИИ целесообразным, то для начала в работу компании имеет смысл привнести чатботы, системы распознавания изображений или обработки аналитических данных — это позволит упростить рабочие процессы, сэкономить время, уменьшить количество ошибок и снизить затраты. Сегодня некоторые из технологий ИИ уже практически готовы к полноценному применению на предприятиях, в следующем году это станет ещё более очевидным.
Чатботы — только верхушка айсберга возможностей ИИ. В страховых и финансовых компаниях с успехом начинают применять «умных» цифровых консультантов на базе Watson — системы когнитивных вычислений IBM. В частности, USAA, поставщик финансовых услуг для военных и их семей, пользуется приложением на основе Watson, которому клиенты компании, покидающие военную службу, могут задавать вопросы. В австралийском банке ANZ осенью прошлого года тоже было начато внедрение цифровых консультантов Watson Engagement Advisor в отделении по планированию вложений. Там возможностями платформы когнитивных вычислений со временем будут пользоваться 400 специалистов по финансовому планированию.
Еще одна категория систем ИИ — роботы и соединенные с сетями машины, автоматически выполняющие определенные задания и тоже могущие иметь средства обработки естественного языка. В компании Blue Prism, которая разрабатывает ПО автоматизации роботизированных процессов, создали программных роботов, которые выполняют административную работу, не связанную с клиентским обслуживанием, комбинируя для этого данные из разрозненных систем.
Gartner считает, что несмотря на быстрое развитие ИИ, истинная трансформация бизнеса с его помощью займет еще от двух до десяти лет. А ИИ общего назначения (когда машины действительно начнут самостоятельно «думать») появится и того позже. Аналитики сходятся во мнении, что внедрение ИИ нужно проводить постепенно, начиная с простейших систем. Раннее внедрение поможет служащим привыкнуть к системам подобного рода, а ИТ-руководители смогут разобраться, как обучать пользователей новым возможностям.
2. Блокчейн. Эта технология известна в первую очередь благодаря тому, что на ее базе построен биткоин. Но есть множество других способов использования блокчейна в отрыве от криптовалют. Технологию можно представить как учетную книгу, которая есть у каждого участника события и которая постоянно обновляется. По сути, в эту книгу можно вписать любое событие — от финансовых операций с криптовалютами до записей о продаже земельных участков. Блокчейн — это одна из самых быстрорастущих технологий 2017 г. Она решает две из самых больших проблем, связанных с цифровыми информационными транзакциями: контроль и дублирование.
Блокчейн использует криптографию с использованием эллиптических кривых (Elliptic Curve Cryptography, ECC), которая представляет собой систему с открытым ключом, базирующуюся на нахождении чисел на эллиптической кривой. Сохранность данных гарантируется их распределенным хранением (дублированием) в сети компьютеров по всему миру, а не на одном локальном сервере. Все записи, которые произведены в учетной книге, нельзя изменить — этого не могут сделать даже операторы баз данных, если только между участниками транзакций не будет достигнут консенсус.
Блокчейн может защитить любой зашифрованный блок документов, связанных в хронологическом порядке или в порядке проведения транзакций. Помимо финансовых транзакции в регистр блокчейн могут вноситься права на недвижимое имущество, права на добычу полезных ископаемых, автомобили, произведения искусства, украшения, пенсионные счета и данные о других объектах. В наступающем году передовые компании начнут использовать мощь технологии блокчейн «по полной программе», полагает Мохаммед.
3. Технологии обеспечения безопасности. Нынешний год показал уязвимость корпоративных сетей и инфраструктур. В сентябре стало известно о взломе компании Equifax и одной из самых масштабных утечек данных за последние годы. До этого отметилась Yahoo. В октябре она признала, что во время атаки хакеров в 2013 г. были взломаны все 3 млрд. аккаунтов ее пользователей. Слабым утешением послужило то, что среди скомпрометированных данных не было паролей, информации о банковских картах или банковских платежах.
Обеспечение должной безопасности всегда было и будет основополагающей задачей для компаний. Рискуя ценными данными, скомпрометированные компании не просто попадают в заголовки профильной прессы, но рискуют своим бизнесом. Так как же правильно защититься от хакеров и злоумышленников? Ответ заключается в том, что универсального метода защиты не существует. Каждая отдельно взятая фирма должна выстраивать собственную модель безопасности, учитывающую лучшие практики, решения, инструменты и тактику.
Занимаясь, например, выбором протокола безопасности, вначале следует определить, какие активы и от кого нужно защитить. Только тогда, когда ответ получен, можно приступать к стратегии защиты от фишинга, вредоносного ПО, нарушения прав на домен, вымогательства, вредоносных мобильных приложений и других проблем безопасности, с которыми сталкиваются цифровые организации.