Об итогах работы трех компаний, образованных в текущем году в результате разделения бизнеса AXELOT, о состоянии рынка и о планах на будущее мы беседуем с генеральным директором Алексеем Тимашовым.
Как бы вы охарактеризовали итоги года? Довольны ли вы его результатами?
Наш финансовый год закончился 30 сентября, и его итогами, которые мы полностью успели подвести и осознать, я в целом доволен. Компания выросла, у нас появился ряд новых крупных клиентов. Рынок, на котором мы работаем, также не разочаровал нас в этом году: мы не заметили спада, наоборот, весь год фиксировали рост деловой активности. Мы же росли быстрее рынка, о чем свидетельствуют результаты нашей работы за истекший период. И это тоже, конечно, отрадно осознавать.
Подводя итоги года, я бы также отметил два ключевых именно для нашего бизнеса момента. Первый — мы провели разделение бизнеса. Из одной компании мы преобразовались в холдинг, состоящий из трех бизнесов и, соответственно, трех компаний (AXELOT, DATAREON и GRADUM), каждая из них теперь занимается строго своей областью деятельности. Второй момент скорее касается бизнеса, который мы автоматизируем, хотя и связан все с тем же разделением. Я говорю сейчас про постоянные вложения в целенаправленное развитие зрелости рынка. Если ранее такими сформировавшимися областями можно было однозначно назвать комплексную автоматизацию предприятий с помощью ERP-систем, а также складскую логистику, то теперь эту группу пополнили транспортная логистика и управление нормативно-справочной информацией.
Очень важно, что проблемами автоматизации начинают интересоваться все больше предприятий среднего бизнеса. И спектр решаемых с помощью автоматизации отраслевых задач тоже растет.
Но все-таки нельзя не отметить, что рынок не позволяет нам забывать даже о названных вами и, казалось бы, давно сформировавшихся сферах автоматизации. Тут и по сей день появляются и активно пропагандируются новые идеи...
С этим можно согласиться. Например, продолжая ассоциировать комплексную автоматизацию с концепцией ERP, сегодня тем не менее мы далеко не всегда имеем в виду какую-либо одну систему, будь то, скажем, SAP или «1С:ERP». Все чаще заказчики начинают смотреть в сторону так называемых композитных приложений, состоящих из разных функциональных модулей и отдельных ИТ-сервисов. Это очень важно с точки зрения роста потенциала автоматизации отечественного бизнеса. Но это важно и для любой ИТ-компании, всерьез настроенной на создание и продвижение ИТ-решений в том или ином направлении. Конечно же, это актуально и для компаний нашей группы. Их бизнес четко сфокусирован на конкретных функциональных задачах, и если необходимо, создаваемые ими решения интегрируются в уже сформированное пространство корпоративной автоматизации заказчика.
Еще один заметный тренд связан с внедрением роботизированных систем. В складской логистике, которой мы давно занимаемся, понятие автоматического (именно автоматического, а не автоматизированного) склада, предполагающего фактически полную замену ручного труда различными промышленными роботами, существовало давно. Сейчас же этот тренд становится заметным на массовом рынке, и не только в складской логистике. Для заказчиков это опять-таки новые резервы повышения эффективности. Для ИТ-компаний, соответственно, возможность создавать и внедрять софт для подобных автоматических комплексов. И это уже связано с новыми качествами и компетенциями. Здесь становятся востребованы и опыт компании как разработчика, и гибкость ее бизнеса, и клиенториентированность в работе с заказчиками.
А что можно сказать об инфраструктурных тенденциях? В частности, о SaaS-модели и облачных решениях. Ведь все это так или иначе влияет и на бизнес ИТ-компании, предлагающей прикладные решения...
Здесь мой ответ будет коротким и, думаю, вполне ясным. Пока данный рынок явно перегрет или, другими словами, степень интереса к данной теме явно выше ее реальной практической значимости на сегодняшний день. Мы хорошо видим это по ситуации в России, но и в мире складывается та же картина. Мы, например, совсем недавно подробно говорили на эту тему с известным европейским экспертом по автоматизации складской логистики, который приезжал к нам. В целом его мнение сводится к тому, что рынок может расти даже на десятки процентов (и эти цифры действительно активно эксплуатируют вендоры и СМИ), но сам он при этом может составлять не более нескольких процентов от традиционных внедрений. А ведь у нас пока в данной сфере ситуация еще менее зрелая.
Иными словами, держать руку на пульсе здесь необходимо, но говорить о SaaS как о тенденции на текущий или даже на следующий год пока преждевременно.
Вернемся к вашему бизнесу. Подведя итоги, вы наверняка наметили планы на будущее. Каковы они?
Выше, говоря о тенденциях рынка и, в частности, об изменении восприятия ERP-систем со стороны заказчика и о все большем насыщении бизнеса высокотехнологичными роботизированными решениями, я подчеркивал изменяющуюся роль ИТ-компании в новых условиях. Эти тезисы можно было бы повторить и в контексте разговоров о наших планах на будущее.
Чтобы говорить более конкретно, надо сначала обрисовать нынешнюю ситуацию. Если говорить про автоматизацию складской логистики, то тут мы являемся лидерами. По данным ежегодного независимого исследования, опубликованного в журнале «Складской комплекс» в июне 2017 года, мы являемся игроком № 1 на этом рынке. Что касается направления ERP, то среди компаний, внедряющих систему «1С» соответствующего класса, мы входим в первую десятку игроков (здесь нам приходится опираться на собственные оценки, потому что признанных независимых исследований в этом сегменте не проводилось). Примерно такие же позиции на рынке мы занимаем и в направлении внедрения систем управления нормативно-справочной информацией.
В завершившемся финансовом году направление WMS-систем у нас выросло на 20%, НСИ и интеграции — почти на 60%, а транспортной логистики ‒ в два раза. В новом финансовом году по транспортной логистике мы планируем снова удвоить бизнес, по НСИ показать рост на 55%, а в уже стабильных областях ERP и WMS ‒ расти примерно на 25%.
Приходится, к сожалению, добавить во все это ложку дегтя. Важнейший показатель успешности бизнеса ‒ его рентабельность, которая на сегодня явно оставляет желать лучшего. Зарплаты сотрудников в нашей отрасли сейчас растут быстрее, чем стоимость услуг, и это одна из основных причин такого положения дел вообще и в нашем бизнесе в том числе. Основным рычагом изменения ситуации является рост эффективности выполнения наших проектов, и я тут более чем явно вижу имеющиеся резервы. Их задействование также можно отнести к планам на следующий год.
За счет каких факторов вы стремитесь обеспечивать рост компании?
Прежде всего — за счет инноваций. Мы постоянно выводим на рынок новые продукты и при этом стремимся к тому, чтобы они в максимально возможной степени несли в себе принципиальную новизну как в функциональном, так и в технологическом плане. В качестве примера можно привести наш сервис «Онтология», который сейчас использует элементы искусственного интеллекта для некоторых функций управления НСИ. Также очень удачной сферой для реализации инновационного потенциала сейчас является роботизация. Как я уже сказал, использование подобных комплексов стало заметным трендом в управлении складскими операциями, равно как и в других направлениях бизнеса. Для их широкого внедрения необходимы тесно сопряженные с соответствующим «железом» программные разработки. Здесь есть поле инновационной деятельности и для нашей компании.
Важно подчеркнуть, что мы не растем за счет одного или даже нескольких ключевых клиентов. Мы следуем тенденциям рынка, поддерживаем их, но в то же время стараемся действовать с опережением и, если необходимо, активно формировать спрос. Только так можно рассчитывать на лидерство.
Какова ваша политика развития в разрезе географического присутствия?
Скажу сразу что, во-первых, мы российская компания, во-вторых, в значительной степени централизованная. То есть продажи и управление сильно завязаны на Москву. А вот ресурсные центры, силами которых ведутся проекты, действительно рассредоточены по территории России. Основной региональный центр, в котором сейчас работает свыше ста человек, у нас находится в Кирове. Местом сосредоточения наших специалистов также являются Иркутск, Санкт-Петербург и Ижевск.
Если говорить о территории СНГ, то у нас сейчас открыто представительство в Казахстане. При этом мы также ведем проекты Узбекистане, Грузии, Белорусси, Азербайджане и Молдове. Также мы работаем в странах дальнего зарубежья, например в Финляндии и Италии. В целом, еще раз повторю, мы являемся российской компанией, и местный рынок для нас в приоритете. Рынок СНГ мы рассматриваем как своего рода следующий пояс активности. Ну и о том, что принято называть дальним зарубежьем (для нас это прежде всего европейские страны), мы тоже не забываем.
На ИТ-рынке очень остро стояла и продолжает стоять проблема персонала. В этом смысле ИТ-компании часто вынуждены не только предпринимать те или иные действия сообразно текущим задачам, но и пытаться выстраивать долгосрочную стратегию...
Я уже сказал про централизацию некоторых ключевых областей функционирования нашей компании в Москве и о региональных ресурсных центрах. Такая структура нашей деятельности в целом определяет и нашу политику в отношении персонала. Оставаясь по сути столичной компанией, мы при этом активно задействуем персонал в регионах. Я вообще считаю, что там, где можно работать не со столичным персоналом, необходимо это делать, так как это правильно со всех точек зрения. Во-первых, при равном качестве работы сотрудников, это всегда будет выгоднее экономически т. Это так или иначе должна принимать во внимание любая коммерческая компания. Во-вторых — мы выполняем очень важную социальную функцию, создавая высокооплачиваемые рабочие места в регионах, препятствуем их оттоку на столичный рынок труда.
Надо подчеркнуть, что в работе с кадрами действительно целесообразно выстраивать долгосрочную политику. Не скажу, что мы работаем с потенциальными сотрудниками нашей компании как говорится «со школьной скамьи», но с системой высшего образования мы активно сотрудничаем. В будущем году в одном из технических вузов мы планируем открыть свою базовую кафедру по подготовке специалистов по внедрению информационных систем по логистике.
Что бы вы могли пожелать себе в новом году?
Прежде всего, хочется, конечно, пожелать всему ИТ-рынку роста, поскольку благополучие всех нас во многом зависит именно от этого. Однако важно сделать одну оговорку. Рост, конечно же, измеряется не только процентами. Мы должны достигать действительно эффективного результата в каждом проекте, что к сожалению сейчас имеет место далеко не всегда. И повышение активности в сфере выполнения проектов корпоративной автоматизации само по себе отнюдь не гарантирует устранения данного недостатка .
В этом смысле рост рынка должен быть сопряжен с очень взвешенными подходами со стороны всех его участников.
ПОДГОТОВЛЕНО PCWEEK EXPERT