О новых для российского рынка гиперконвергентных системах, о конкретном решении данного класса HPE SimpliVity мы беседуем с менеджером по продуктам компании Hewlett Packard Enterprise Алексеем Казьминым и директором департамента системной интеграции компании «ИНЛАЙН ГРУП» Андреем Кондратьевым.

Прежде всего давайте определим, что мы понимаем под гиперконвергентным решением вообще и каковы его основные особенности.

Алексей Казьмин: Надо признать, что мне ни разу не встречалось академического определения гиперконвергенции. Думаю, что существует некий общий знаменатель всех существующих трактовок данного термина. Речь всегда идет о решении, которое в рамках одной воплощенной в «железе» системы совмещает в себе функции различного ИТ-оборудования. История современных гиперконвергентных систем начиналась с необходимости логически объединить функционирование двух основных классов систем ИТ-инфраструктуры бизнеса — серверов и систем хранения информации. И на определенном этапе это дало весьма заметный эффект в плане упрощения работы с инфраструктурными решениями.

Создавая продукт SimpliVity, мы сразу пошли дальше и сделали продукт, совмещающий в себе, помимо вычислительных ресурсов и системы хранения продуктивных данных, также и систему резервного копирования, инструменты для обеспечения катастрофоустойчивости и средства оптимизации передачи данных между географически распределенными площадками.

Существует уже немало подходов, способных повысить эффективность использования ИТ-инфраструктуры современных ЦОДов. Например, виртуализация различных ресурсов, просто конвергентные решения, преднастроенные комплексные, в частности, программно-определяемые ИТ-системы, ну и многое другое. Четко выделить и оценить преимущества отдельного класса новых гиперконвергентных решений, не говоря уже о выборе системы конкретного поставщика, оказывается не так просто...

Алексей Казьмин: Вернемся к истокам, точнее, к временам появления конвергентных решений. По нашему мнению, это был некий переходный этап, когда возникла потребность в быстрой разворачиваемости и окупаемости, в оперативности управления сложными комплексными ИТ-инфраструктурами. Рынок ответил тем, что для уже существующих ИТ-решений выпустил надстройки в виде различных средств управления. По факту же внизу все равно оставались различные по своей архитектуре решения. Изначально архитектура всех гиперконвергентных систем, и в особенности SimpliVity, включает в себя все самые необходимые в современной вычислительной среде компоненты, в том числе бэкап и катастрофоустойчивость, и обеспечивает единообразное и централизованное управление. В совокупности эти факторы обеспечивают более высокую, чем у других производителей, эффективность.

Что касается виртуализации, то она по сути является основой гиперконвергентных систем, и ее распространение с вычислительных устройств на системы хранения, а затем и на ключевые для современной корпоративной автоматизации сервисы по обработке информации играет в концепции гиперконвергенции определяющую роль. Однако в SimpliVity мы дополнили преимущества виртуализации ключевым аппаратным компонентом — ускорителем ввода-вывода, выполняющим также дедупликацию и сжатие всех данных на лету без задействования центрального процессора. Тем самым мы объединили то лучшее, что есть в аппаратных системах хранения данных (таких как массив HPE 3PAR) и широкие возможности гиперконвергентных систем, при этом четко разделив роли между аппаратными и программными частями решения.

Иными словами, SimpliVity — это яркий пример гибкого программно-управляемого решения и в таком смысле не только отлично вписывается в общие тенденции рынка, но и вносит свои уникальные черты.

Андрей Кондратьев: Конвергентные и гиперконвергентные системы действительно очень близки не только по названию, но и по идеологии построения. С другой стороны, «ИНЛАЙН ГРУП» как системный интегратор имеет дело с этими системами непосредственно на практике, и мы видим существенную разницу. Конвергентные системы надо конфигурировать покомпонентно, и для этого в общем случае требуются специалисты различной квалификации и профиля. В SimpliVity вы сразу создаете нужный вам профиль системы, включая вычислительные ресурсы, системы хранения и необходимые настройки. При переезде, скажем, в новый офис мы можем сделать первичную инсталляцию в виде заранее заготовленных скриптов, и через несколько часов всё готово к работе. Но в случае SimpliVity наши заказчики получают дополнительные возможности. Хороший пример — сервис дедупликации данных. Им сегодня вроде никого не удивишь. Но для этой задачи в SimpliVity изначально выделены отдельные аппаратные ресурсы, которые обеспечивают совершенно иную производительность. Кроме этого, снижается нагрузка на дисковую подсистему, уменьшаются требования к каналам связи, что делает SimpliVity очень привлекательным решением для удаленных филиалов.

Насколько гиперконвергентные решения вообще и SimpliVity в частности могут и должны развиваться как решения от одного поставщика?

Алексей Казьмин: Современный корпоративный ИТ-ландшафт и опыт применения ИТ-систем однозначно свидетельствуют, что некоего «чисто» стопроцентного решения от одного поставщика встретить практически невозможно, хотя комплексные решения, предлагаемые конкретными вендорами, безусловно, существуют и будут существовать. Этот тезис относится и к рассматриваемому нами классу систем.

В рамках SimpiVity мы однозначно предлагаем заказчику те компоненты, в создании которых компания HPE традиционно очень сильна. Это аппаратная платформа серверов и СХД, средства резервного копирования с простым управлением. Что же касается, скажем, платформы виртуализации, которую мы не производим, то мы берем все лучшее, что есть на рынке, и интегрируем SimpiVity c этими решениями. Кроме виртуализации можно привести в качестве примера интеграцию с любыми средствами мониторинга, порталами самообслуживания, с которыми заказчику удобнее работать.

Но за функционирование решения в целом и его качественное развитие, конечно же, отвечает наша компания.

Как заказчики сейчас смотрят на гиперконвергентные решения? Чем они им интересны, готовы ли они их внедрять? Какие типичные задачи можно решать с их помощью и насколько ситуация в России соответствует мировым тенденциям?

Алексей Казьмин: Я занимаюсь гиперконвергентными системами в HPE уже несколько лет и сегодня могу однозначно констатировать переход российских заказчиков в фазу активного интереса к этому классу решений. То есть сейчас во многих случаях не мы стремимся, что называется, достучаться до заказчика, а он сам приходит к нам для того, чтобы получить более полную и качественную информацию из первых рук. До потока внедрений дело в России пока не дошло, но многие заказчики на уровне руководства обсуждают возможности решения самых разных задач — от установки SimpliVity в не самых крупных удаленных филиалах компаний до полного перехода систем класса SAP ERP на гиперконвергентные решения.

Что касается ситуации на мировом рынке, мне представляется, что мы сейчас находимся на волне общего интереса к гиперконвергентным системам. Цели, которые ставят перед собой заказчики в России и в мире, по нашим наблюдениям очень схожи, и в этом плане хорошим ориентиром является отчет IDC, который при содействии HPE эта компания выпустила летом прошлого года. В нем, в частности, говорится, что для пользователей SimpliVity большое значение имеют снижение времени простоя ИТ-инфраструктуры, быстрое и надежное восстановление из бэкапа. Важными факторами являются также быстрая окупаемость и простота управления. Для российских заказчиков эти цели вошли в число приоритетных.

С одним из российских заказчиков, например, мы смогли просчитать, что в случае внедрения SimpliVity в филиалах за счет заложенных в систему централизованных механизмов управления, а также за счет оптимизации канала передачи данных между филиалами, можно в разы сократить затраты на трафик, которые в случае удаленных производств могут быть весьма большими. А это — прямая экономическая эффективность, которая востребована везде.

Если же говорить о типичных сценариях применения, то задачи, с которыми заказчики сегодня справляются, используя технологии виртуализации, можно еще более эффективно решать с помощью SimpliVity.

Андрей Кондратьев: В последние годы во всем мире начали лучше считать деньги. Все хотят всё сделать проще и дешевле — и при покупке, и в обслуживании, и в развитии, и в обучении персонала. Simplivity можно смело рекомендовать по любому их этих параметров.

Внедрение новых ИТ-систем часто сопряжено с новыми требованиями к персоналу. Иными словами, какие-то квалификации могут оказаться более востребованными, а какие-то, наоборот, не столь необходимыми, как раньше. Что можно сказать по этому поводу?

Алексей Казьмин: Если говорить о внедрении SimpliVity в региональных филиалах компаний, то за счет высокой централизации управления решением, на местах его могут обслуживать даже ИТ-специалисты с базовыми знаниями. Поиск квалифицированных специалистов, как известно, очень больная для бизнеса проблема.

Стоит сказать и о новых задачах, стоящих перед ИТ, или, точнее, о новой среде, в которой эти задачи приходится решать. Сейчас становится популярным такое понятие, как оборачиваемость ИТ-проектов. То есть в условиях все возрастающей роли ИТ и высокой зрелости ИТ-инструментов создания прикладных систем приобретает значимость не столько сосредоточение ресурсов на ограниченном количестве ключевых для компании ИТ-проектов, сколько возможность быстрого и качественного выполнения множества подобных работ, чтобы по завершении одного проекта тут же перейти к следующему. Нельзя забывать, что создаваемые сервисы надо поддерживать. Всё это, естественно, отражается на требованиях к ИТ-инфраструктуре и к ее сопровождению. И тут гиперконвергентные системы становятся очень логичным выбором, своего рода первым шагом к компонуемым системам, таким как HPE Synergy.

К квалификации персонала это имеет непосредственное отношение. Держать в штате дорогостоящих специалистов отдельно по серверам, системам хранения, средствам резервного копирования, катастрофоустойчивости и многому другому, постоянно координируя их работу в столь динамичной среде, — чрезвычайно затратное удовольствие. А с какого-то момента это может стать и вовсе невозможным. Распространение гиперконвергентных систем снижает потребность в узких специалистах по тем или иным проприетарным решениям. Зато при их внедрении резко сокращается необходимость заниматься рутинной работой, и, соответственно, ресурсы высококвалифицированных экспертов высвобождаются для решения более творческих и высокоуровневых задач. В условиях высокой оборачиваемости ИТ-проектов по понятным причинам это особенно актуально.

Всё это, кстати, отражено в упомянутом отчете IDC, составленном по результатам опроса заказчиков, уже внедривших системы SimpliVity.

Андрей Кондратьев: Говоря об изменении роли ИТ-персонала заказчика при внедрении гиперконвергентных систем, необходимо понимать, что многое зависит от его предшествующего опыта, корпоративной культуры и принципов работы. Могу прямо сказать, что ряду компаний, согласно нашему опыту, могут потребоваться весьма заметные изменения. Действительно, рутинные операции во многом исключаются за счет автоматизации, но это, как ни странно, порождает новую проблему правильного использования персонала. ИТ-служба уже не просто поддерживает инфраструктуру, а предоставляет бизнесу ИТ-сервисы, описываемые определенными параметрами качества обслуживания, обладающие определенной доступностью, надежностью, производительностью. Иными словами, во главу угла ставится сервисный подход, а это сопряжено с новым подходом к управлению ИТ.

Какова оптимальная схема проникновения гиперконвергентных решений на российский рынок? Важно ли, скажем, чтобы их продвигали крупнейшие вендоры в качестве собственных предложений или достаточно усилий менее крупных компаний, для которых гиперконвергентность по сути является единственным направлением бизнеса и которые еще недавно относились к категории стартапов?

Андрей Кондратьев: Наверное, любой вариант приемлем, если мы имеем дело с качественным решением. Однако работа с крупным авторитетным вендором для нас, безусловно, имеет ряд преимуществ.

Здесь очень важен доступ к демооборудованию, к методикам демонстрации решений заказчикам. Важно, когда у нас есть широкие возможности по ознакомлению с внедрениями в других странах, мощные ресурсы в сфере обучения партнеров, необходимые ресурсы для предоставления решений на тестирование. Всем этим мы, сотрудничая с HPE, естественно, пользовались и раньше, но в случае SimpliVity, которое олицетворяет новый для отечественного рынка класс решений, это особенно важно.

ПОДГОТОВЛЕНО PCWEEK EXPERT