В утвержденной 28 июля 2017 г. программе «Цифровая экономика Российской Федерации» говорится, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых технологий. В документе перечислены несколько сквозных цифровых технологий, первой из которых названы большие данные. Эта технология предполагает не только эффективные средства сбора, передачи и хранения данных, но и развитые средства их аналитической обработки.
В Программе также указывается, что «...данные становятся новым активом, причем главным образом за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей». Очевидно, что без аналитической компьютерной (в том числе с привлечением искусственного интеллекта) обработки громадных массивов данных, собираемых информационными системами, которыми располагают бизнес и государство, выявить ключевые закономерности и сгенерировать новые прорывные идеи вряд ли удастся.
Отметим также, что Программой признается ряд достижений в области создания в России больших федеральных цифровых платформ, в первую очередь направленных на оказание госуслуг и обеспечение интероперабельности ведомственных информационно-аналитических систем (ИАС). Эксперты называют государственные ИАС прообразами цифровых платформ будущей цифровой экономики, однако такая трансформация им пока еще только предстоит.
В то же время согласно Программе серьезные проблемы сейчас наблюдаются с применением ИКТ в органах местного самоуправления: «только 10% муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве Российской Федерации требованиям по уровню цифровизации». Это означает, что на нижнем уровне госуправления, непосредственно взаимодействующем с населением, органы власти многих регионов страны не располагают информационно-аналитическими инструментами (ИАИ) для оценки своего социально-экономического состояния и планирования своего развития.
В связи с этим особый интерес представляет конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты», который уже второй год подряд проводится Аналитическим центром при Правительстве РФ. Об итогах Конкурса-2016 мы подробно рассказывали год назад в PC Week, № 1/2017. Сегодня мы имеем возможность представить конкурс «Лучшие информационно-аналитические инструменты 2017», чью целевую аудиторию составили лица, принимающие решения, аналитики и сотрудники ИТ-подразделений в органах государственной власти федерального и регионального уровней. В состав жюри конкурса вошли старшие должностные лица, курирующие ИТ в органах государственной власти, в крупных корпорациях и общественных организациях.
Среди ключевых особенностей конкурса можно отметить то, что его номинации отражают наиболее актуальные для госорганов направления использования информационно-аналитических инструментов. Немаловажно, что решения о финалистах и победителях принимаются коллегиально, на межведомственной основе, с участием широкого круга авторитетных экспертов.
Финалисты
21 ноября 2017 г. в Аналитическом центре состоялось заседание Оргкомитета конкурса, где были подведены итоги отборочного тура. В его ходе экспертная группа рассмотрела 41 заявку из 11 регионов России. Оргкомитет определил следующих финалистов.
1. Технологические номинации
«Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки структурированных данных»:
• Prognoz Platform (ООО «Форсайт»). Предназначена для решения типовых задач бизнес-аналитики и выполнения сложных прогнозных или оптимизационных расчетов. Может использоваться для создания информационных систем и применения в качестве самостоятельного аналитического решения.
• Аналитическая платформа Loginom (Deductor, версия 6; ООО «Аналитические технологии»). Служит для поддержки принятия управленческих решений за счет объединения и связывания данных из разрозненных источников, очистки данных, построения моделей и проверки гипотез, прогнозирования на основе исторических данных.
• Аналитическая платформа Visiology (ООО «Визиолоджи»). Предназначена для создания информационно-аналитических систем предприятий.
• Информационно-аналитическая платформа KristaBI (ООО «НПО «Криста»). Является инструментом для повышения эффективности управления общественными финансами, повышения эффективности реализации бюджетных полномочий органов исполнительной власти, а также обеспечения мониторинга деятельности организаций сектора государственного управления.
• Центр управления регионом (ПАО «МегаФон»). Служит сервисом по созданию и обслуживанию ситуационного центра субъекта Российской Федерации.
«Лучшее информационно-аналитическое решение для обработки мультимедийной информации»:
• 3i Media Analytics Platform (ООО «ДСС Лаб»). Программная платформа автоматической интеллектуальной обработки и анализа аудиоданных из различных источников, включая контактные центры (центры по работе с обращениями граждан), телевизионное и радиовещание, микрофонные аудиозаписи.
• Mindscan. Оперативный мониторинг СМИ и социальных медиа (ООО «Майндскан»). Информационно-аналитическая система для работы со СМИ и соцмедиа, направлена на предоставление сведений о присутствии региона и его первых лиц в медийном пространстве, ключевых ТВ сюжетах и тематиках упоминания, информационных волнах, позволяет своевременно реагировать на них.
• Прикладная программная система видео-архива ГАС «Законотворчество» (Видео-дума; ООО «Программный Продукт»). Служит для освещения деятельности депутатов Государственной Думы.
«Лучшее информационно-аналитическое решение для экспертизы юридически значимых документов»:
• Прикладная программная система обеспечения законодательной деятельности ГАС «Законотворчество» (ООО «Программный Продукт»). Предназначена для автоматизации процессов законодательной деятельности на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.
• Программный комплекс для управления организационно-техническими мероприятиями по защите информации «АльфаДок» (ООО «КСБ-СОФТ»). Позволяет органам власти и бюджетным организациям региона самостоятельно разрабатывать организационные меры по защите информации и оценивать степень соответствия принятых организационно-технических мер по защите информации, обрабатываемой в государственных информационных системах, и персональных данных требованиям российского законодательства.
• PROMT Translation Server 18 (ООО «ПРОМТ»). Клиент-серверное решение для автоматического перевода конфиденциальных документов.
• Информационная система «ИнтелДок» (ООО «Интегрити»). Обеспечивает решение задач по экспертному и автоматизированному анализу и систематизации обязательных требований к субъектам и объектам правового регулирования, содержащихся в нормативных правовых актах, руководящих документах, требованиях, стандартах и правилах.
• Аналитическая система «Честный документ» (ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ»). Предназначена для оптимизации проведения антикоррупционной экспертизы документов с использованием механизма поиска потенциальных коррупциогенных факторов в текстах на этапе подготовки документов.
2. Тематические номинации
«Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере здравоохранения»:
• Интеллектуальная информационная система управления лечебно-диагностическим процессом MAXIMUS (ООО «Диакеа-Софт»). Предназначена для повышения эффективности управления медицинской организацией.
• Полимедиа: ИАС в сфере управления здравоохранением субъекта Российской Федерации на базе платформы Visiology (ЗАО «Полимедиа»). Служит для повышения качества информационно-аналитического обеспечения процессов принятия решений в области управления сферой здравоохранения региона за счет внедрения современных программных средств сбора, консолидации, аналитической обработки данных.
• Программная платформа бизнес-аналитики Alpha BI (АО «БАРС Груп»). Предназначена для создания прикладных аналитических систем любой сложности.
• Система контроля качества и безопасности оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения (ООО «САС Институт»). Производит автоматический анализ данных по пациентам; интерактивные отчеты о проведении аудита позволяют быстро выявлять системные проблемы в лечении пациентов и своевременно предпринимать меры для их устранения.
«Лучшее информационно-аналитическое решение для „умного города“»:
• ИАС транспортного планирования, моделирования и управления дорожным движением в городах и муниципальных образованиях (ГК «Интегра-С», ООО «А+С Транспроект»). Служит для построения интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений и обеспечения стабильного функционирования транспортной инфраструктуры городов и муниципальных образований в режиме реального времени.
• Информационно-измерительная система «Элдис» (АО «Элдис»). Онлайн-система мониторинга общедомовых и квартирных приборов учета, позволяющая организовать дистанционный сбор и обработку показаний счетчиков энергоресурсов, осуществлять оповещение об аварийных и нештатных ситуациях, проводить анализ качества и количества поставленных и потребленных ресурсов, автоматизировать процесс подготовки и рассылки ежемесячной отчетности.
• ИС интеграции автоматизированных систем мониторинга и управления объектами в умном и безопасном городе «Интегра-Планета-4D» (АО «Волгаспецремстрой», входит в консорциум «Интегра-С»). Элемент обобщенной архитектуры безопасности региона для построения интеллектуальной системы поддержки принятия управленческих решений в режиме реального времени, предназначенный для моделирования сценариев угроз безопасности населения и мер по их устранению в штатных, аварийных и критических ситуациях.
• Облачная платформа интеллектуального видеонаблюдения и удаленного мониторинга общественной безопасности Kipod (ООО «Синезис»). Обеспечивает поиск информации в больших массивах видеоданных и автоматическое обнаружение событий в реальном масштабе времени. Реализует подключение неограниченного числа видеокамер и неограниченного числа пользователей на любых устройствах в масштабах страны.
• Электронная школьная карта (Вятский государственный университет). Система сервисов, привязанная к индивидуальной не банковской электронной карте и направленная на повышение эффективности учебного процесса, безопасности и удобства школьников, информирования родителей и учителей.
«Лучшее информационно-аналитическое решение в сфере управления строительством»:
• Система электронного документооборота и управления контентом Enterprise Office Solution for SharePoint (ООО «ЭОС Софт»). Обеспечивает управление и аналитический контроль за деятельностью строительных и подрядных организаций за счет единой среды взаимодействия, управления документационными потоками, анализа и оптимизации процессов взаимодействия, планирования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
• Spider Project Professional (ООО «Спайдер Проджект»). Интегральный инструмент для управления проектами, программами и портфелями проектов любых размеров и сложности.
• ИАС ценообразования в строительстве (АО «БАРС Груп»). Служит для автоматизации деятельности в части ценообразования и сметного нормирования.
• Полимедиа: ИАС строительной компании на базе платформы Visiology (ЗАО «Полимедиа»). Предназначена для автоматизации деятельности строительной компании.
• Программный комплекс 1С:BIM (ООО «1С-Софт»). Служит для автоматизации организаций и предприятий, осуществляющих любые виды строительной деятельности, а также проектирование, капитальный и текущий ремонты, реконструкцию, реставрацию и реновацию.
Жюри конкурса
Владислав Федулов, председатель жюри, директор Департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации
Александр Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства
Николай Асаул, заместитель министра транспорта РФ
Елена Бойко, директор Департамента информационных технологий и связи Министерства здравоохранения РФ
Ян Ваславский, начальник экспертно-аналитического управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
Иван Громов, глава администрации Петроградского района Санкт-Петербурга
Артем Ермолаев, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий
Наталья Звягина, начальник управления информационных технологий Федеральной службы судебных приставов
Алексей Иванов, заместитель председателя правления Пенсионного фонда РФ
Станислав Казарин, заместитель председателя правительства Самарской области, руководитель Департамента информационных технологий и связи
Виктор Кривов, начальник аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Константин Лайкам, заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики
Александр Левашов, главный редактор TAdviser
Алексей Максимов, главный редактор PC Week
Константин Носков, руководитель Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации
Светлана Опенышева, директор ОГКУ «Правительство для граждан» Ульяновской области
Олег Пак, статс-секретарь — заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ
Георгий Песчанских, начальник главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы
Андрей Петрушин, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы
Сергей Попов, руководитель агентства по информационным технологиям и связи Правительства Сахалинской области
Андрей Приданкин, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Денис Солодовников, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Наталия Ушакова, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»
Олег Фомичев, статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ
Денис Чамара, председатель комитета по информатизации и связи Правительства Санкт-Петербурга
Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям ОАО «РЖД»
Максут Шадаев, заместитель председателя правительства Московской области, министр государственного управления, информационных технологий и связи
Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ