Одна из тенденций современной отрасли разработки прикладного ПО — более активное участие бизнес-потребителей в создании софта на всех этапах жизненного цикла. Обычно в качестве примера приводятся проекты внутрифирменной разработки, при выполнении которых программисты и заказчики трудятся в пределах одной компании. Но такие же подходы можно увидеть и в случае создания тиражных продуктов, когда софтверный вендор ведет разработку в рамках проекта по внедрению крупной прикладной информационной системы. О том, как это выглядит на практике, обозревателю PC Week Андрею Колесову рассказал ИТ-директор кондитерско-булочного комбината «Черёмушки» Роман Листров.
PC Week: Расскажите для начала о том, что представляет собой бизнес вашей компании.
Роман Листров: Наш комбинат был основан в 1973 г. как экспериментальное производство по выпуску качественно новой продукции — в частности, известным нашим брендом является торт «Чародейка». А сейчас компания стала одним из ведущих поставщиков хлебобулочных изделий в стране. Все производственные мощности находятся в Москве, но они разбросаны по нескольким площадкам. Мы занимаемся производством и реализацией нашей продукции через сети и оптовых покупателей, в Москве есть несколько фирменных магазинов, однако они больше существуют как имиджевая составляющая бренда. А партнеры реализуют наши изделия не только в столице, но и далеко за ее пределами.
PC Week: В чем заключается специфика вашего бизнеса с точки зрения ИТ?
Р. Л.: Опыт моей работы на предприятиях пищевой отрасли говорит, что никаких принципиальных различий между разными видами производств — будь оно хлебобулочное, молочное или мясное — в общем-то нет. Основные критические точки у нас — это партионный учет, контроль сроков годности и времени исполнения заказов (включая контроль поставок точно в срок).
PC Week: А как у вас соотносятся плановое массовое производство и производство под заказ? Часто ли обновляется номенклатура выпускаемой продукции?
Р. Л.: У нас как раз плановое массовое производство, мы ориентируемся не на заказы, а на прогнозы спроса. При этом, разумеется, плановое не означает постоянное. Выпуск тех или иных видов продукции зависит от времени года, от дней недели и т. п. Например, известно, что торты чаще покупаются под выходные, не говоря уже о праздниках. Идет постепенное обновление ассортимента и в многолетнем разрезе, хотя вкусы потребителей довольно стабильны. И, конечно, прогнозное планирование выполняется на основе аналитики, реализуемой с помощью ИТ.
PC Week: Вот мы и подходим к главной теме разговора: какова в целом роль ИТ в поддержке и развитии бизнеса компании?
Р. Л.: Роль ИТ-службы для бизнеса в последние годы существенно выросла и несет в себе уже далеко не поддерживающую функцию, а скорее значимую бизнес-единицу. Увеличившиеся объемы обрабатываемых данных, скорость их получения и т. п. делают бизнес более конкурентно способным.
ИТ-службы становятся неким двигателем бизнеса, предлагая все более совершенные способы обработки данных, их представления и получения необходимой отчетности, позволяющей принимать оперативные управленческие решения.
Даже решение таких казалось бы обыденных задач, которые существовали и пятьдесят, и сто лет назад (в докомпьютерные времена), как управление заказом исходных продуктов или расчет себестоимости, сегодня без компьютеров невозможно, поскольку сейчас мы имеем иные масштабы производства, более сложные схемы поставок, более частую смену ассортимента и рецептуры.
PC Week: Что представляет собой ваша ИТ-инфраструктура?
Р. Л.: Начну с клиентской части, поскольку серверы нужны для того, чтобы в конечном счете обеспечивать работу пользователей. Число автоматизированных рабочих мест — несколько сотен. В основном это стационарные рабочие места, но на них используются как настольные ПК, так и ноутбуки. Мы поддерживаем и некоторое количество мобильных рабочих мест, но это главным образом топ-менеджеры, хотя есть и «полевые» сотрудники — к ним можно отнести, например, мерчендайзеров, которые пользуются смартфонами и доступом к удаленным сервисам. В целом могу сразу сказать, что в плане создания мобильной рабочей среды мы сейчас только подходим в моменту, когда нужно вырабатывать и проводить некую четко сформулированную корпоративную стратегию. Это направление для нас пока не очень приоритетное, и тут вполне можно применять подход «решаем проблемы по мере их появления».
Что же касается серверной части, то наиболее серьезная работа последних трех лет была связана с ее трансформацией, которая заключалась в переходе от использования отдельных физических серверов к виртуализированной и кластеризированной серверной инфраструктуре. Эта операция потребовала от нас замены как базовой программной платформы (Windows Server 2003 на Windows Server 2012), так в существенной мере и аппаратной.
PC Week: Надо понимать, что и сам гипервизор вы используете от Microsoft?
Р. Л.: Да, конечно. Разумеется, известно, что некоторые компании, работая с серверными Windows, тем не менее применяют виртуализацию от VMware. Но, на мой взгляд, такая схема чаще является следствием унаследованных технологий или даже традиций. Обычно это случай, когда предприятие начало применять виртуализацию лет семь или десять назад, когда VMware была явным лидером, а Microsoft еще сильно отставала. А потом отказаться от VMware и делать миграцию для них не имело особого смысла.
У нас же другой случай: мы стали осваивать серверную виртуализацию, когда позиции этих двух вендоров в целом сравнялись. Я считаю, что Hyper-V практически ничем не уступает vSphere по функциональным и техническим возможностям, а в ценовом плане имеет явные преимущества. Нам нужно было в любом случае переходить на новую ОС Microsoft, в ее состав уже входит бесплатная среда виртуализации, и покупать весьма недешевую систему от другого вендора было бы излишней роскошью.
PC Week: А как у вас физически реализована серверная инфраструктура — это единый ЦОД или какая-то распределенная схема?
Р. Л.: Мы используем схему, которую я назвал бы распределенным ЦОДом. За последние три года мы весьма радикально обновили аппаратную часть: физических серверов стало меньше, но каждый из них мощнее тех, что были, а число серверов логических (виртуальных) увеличилось, поскольку теперь под каждое приложение или сервис можно выделять отдельный логический сервер. И конечно же именно виртуализация позволила нам реализовать кластерную архитектуру и тем самым повысить надежность ИТ-инфраструктуры. В целом число физических серверов у нас исчисляется десятками, а виртуальных — наверное, уже сотнями.
Но сами физические серверы мы не стали собирать в одном месте, в том числе как раз по соображениям надежности, поскольку в случае какой-то аварийной ситуации в системе инженерной инфраструктуры (например, электропитания) распределенная структура обеспечивает независимость работы отдельных узлов. В то же время, коль скоро все серверы объединены на виртуальном уровне, мы можем спокойно перераспределять нагрузки между удаленными узлами. Да, тут возможна некоторая потеря производительности, но она небольшая, кратковременная и потому — некритичная для нас.
PC Week: А клиентскую часть инфраструктуры вы не намерены виртуализировать?
Р. Л.: Мы еще раньше изучали этот вопрос и решили не применять «тонкие клиенты». Анализ показал, что это довольно затратная миграция с не очень понятным эффектом. Для реализации такой архитектуры в любом случае нужно использовать более мощные серверы, есть и другие проблемы. Как свидетельствует отраслевой опыт, виртуальные десктопы — это все же не мейнстрим, а специализированное направление, которое годится далеко не для всех.
PC Week: А насколько широко вы применяете мобильные технологии и на какие именно средства ориентируетесь?
Р. Л.: Как я уже говорил, мобильных сотрудников у нас не очень много, но это направление все же развивается. Сейчас мы уже начали проект по «мобилизации» полевых сотрудников, которые через смартфоны и облачные сервисы смогут демонстрировать продукцию нашего комбината, делать заказы и т. п.. Мы пока ориентируемся на платформу Android как наиболее распространенную и дешевую (в плане приложений, в том числе заказных). Если еще несколько лет назад эту ОС упрекали в недостаточной защищенности, то сейчас она уже достигла вполне достаточного уровня зрелости для применения в корпоративных целях. Одним из ключевых достоинств Android является широкий спектр устройств, в том числе в большом ценовом диапазоне: от 3 до 50 тыс. руб., — тогда как стоимость iPhone начинается от 50 тыс. руб.
PC Week: Сейчас вы используете виртуализированную серверную инфраструктуру в варианте онпремис. А не думали о переходе к аренде облачных ресурсов?
Р. Л.: Мы имеем в виду этот вариант, следим за развитием ситуации и даже пробовали его использовать в каких-то конкретных задачах. Так, мы уже работали с Microsoft Azure, арендуя ресурсы для решения объемных вычислительных задач типа расчета маршрутизации автотранспорта. Собственно, один из хороших вариантов применения облаков — это при эпизодических пиковых нагрузках. Но в нашем случае мы решили ориентироваться на собственные мощности: ведь у нас нагрузка на ИТ-системы тоже неравномерная, есть периоды её снижения — ночью, в выходные, и в это время мы запускаем наши объемные фоновые задания. И, кстати, выяснилось, что наш распределенный виртуализированный дата-центр справляется с балансировкой нагрузки не хуже, чем Azure. Но опыт с внешним облаком безусловно был полезен, и наверняка он пригодится в будущем.
PC Week: Итак, вы решили оставаться в рамках базовой платформы Microsoft. А вариант перехода на СПО не рассматривали?
Р. Л.: Такой вариант тоже изучался, но анализ показал, что он для нас нецелесообразен. Выигрыша по стоимости владения мы не увидели, но при этом были серьезные риски, характерные для перехода с проверенных временем систем на что-то новое и не очень нам известное.
PC Week: Давайте перейдем к прикладному ПО. Как применяются у вас приложения и платформы?
Р. Л.: Если замену инфраструктурного ПО мы уже сделали, то в прикладном направлении как раз сейчас находимся в стадии миграции. В качестве базовой системы управления бизнесом мы до сих пор применяли решение «Термит», которое уже много лет используется почти всеми предприятиями хлебобулочной промышленности. Но некоторое время назад решили переходить на конфигурацию «1С:ERP» на базе платформы 8.3. Вопрос о переходе на «1С» изучался еще несколько лет назад, но тогда у этой компании было приложение «1С:УПП», которое нам не очень подходило.
PC Week: А в чем именно не подходило? По производительности?
Р. Л.: Нет, в основном по функционалу, точнее, по моделям бизнес-процессов, которые там заложены. Они не очень вписывались в наш бизнес, а их доработка под наши нужды была довольно сложной. Тем более, что «1С» уже тогда сообщила, что готовится версия 2.0, в которой как раз будут сделаны необходимые нам изменения, и мы решили тогда просто отложить переход до появления того продукта, который нужен.
PC Week: Вы считаете, что универсальное решение типа «1С:ERP» для вас лучше, чем специализированная система?
Р. Л.: «1С:ERP» я бы отнес к категории «прикладная платформа», которую можно использовать и как готовый тиражный продукт, но также и в виде основы для создания новых прикладный решений. Конкретные внедрения «1С:ERP» почти всегда сопровождаются серьезной настройкой и даже доработкой. Другое дело, что такие доработанные решения можно потом преобразовать в более специализированные тиражные продукты. Насколько мне известна стратегия фирмы «1С», она продвигает «1С:ERP» именно в варианте прикладной программной платформы (хотя и не называет её так), и наш комбинат принимает в этом деле некоторое участие.
PC Week: Каким же образом?
Р. Л.: Дело в том, что наш проект имеет задачу не только внедрения новой ИТ-системы у нас на предприятии, но и создания на базе «1С:ERP» тиражного решения для хлебобулочной промышленности. Исполнителем проекта является «1С:Рарус», который выступает тут в роли разработчика и внедренца нового прикладного решения. Компания «1С» является куратором даного проекта. В свою очередь и мы здесь не только заказчики-пользователи, но и бизнес-консультанты по отраслевым задачам в целом.
PC Week: Сценарий, когда заказное решение потом преобразуется в тиражное, — довольно широко используемый вариант создания программных продуктов. Идея эта выглядит вполне очевидной, но, как показывает опыт, реализовать ее бывает очень непросто.
Р. Л.: Да, это весьма нетривиальная задача. Мы ведь не разработчики ПО и тем более не вендоры, которые продают программные продукты, мы тут разовые участники процесса, но все же я могу высказать некоторые соображения на этот счет.
Любое конкретное внедрение имеет свою специфику, не бывает так, что отраслевое решение годится для данного предприятия «один в один». Так что если вы хотите на основе заказной разработки сделать тиражное решение, то нужно сразу очень четко разделить общую отраслевую часть (а хлебобулочная промышленность страны — это сотни одних только крупных предприятий, не говоря уже о небольших) и специфику данного заказчика. Собственно, наша роль как консультанта во многом заключается именно в том, чтобы указывать разработчикам на этот водораздел (хотя специалисты «1С:Раруса» тоже имеют хорошую отраслевую экспертизу, то есть это совместная работа).
Причем вся эта работа носит многоуровневый характер. Так, в ходе проекта создается некая новая функция, но при этом нужно принять решение, на каком уровне она будет реализована: будет ли это уровень данного проекта внедрения или тиражного отраслевого решения. Более того, она может перейти на уровень прикладной платформы «1С:ERP» или даже технологической платформы «1С:Предприятие». То есть получается, что в таком проекте задействована целая цепочка участников: заказчик — внедренец — разработчик прикладного решения — разработчик прикладной платформы — разработчик технологической платформы.
PC Week: Из вашего рассказа получается, что свои программные задачи вы полностью решаете на базе двух базовых вендоров: Microsoft — на инфраструктурном уровне и «1С» — на прикладном.
Р. Л.: Примерно так, но не совсем. Мы используем и ПО других разработчиков, хотя их доля в общем объеме наших ИТ не очень велика. Кроме того, мы применяем средства Microsoft на прикладном уровне, в частности в задачах бизнес-аналитики.
PC Week: Спасибо за беседу.