По итогам 2017 г. оборот компании «Марвел-Дистрибуция» составил 70,4 млрд. руб. (без учета НДС), увеличившись на 17% в долларах и 8% в рублях. Разница в темпах роста объясняется укреплением рубля, которое произошло в прошлом году впервые за десять лет и вызвало рост средней цены продуктов в долларах при сохранении рублевой стоимости.
Публикация данных о выручке — нетипичный шаг для российской ИТ-компании. «Марвел» объясняет это движением в сторону повышения прозрачности своего бизнеса, которое началось в
По словам Константина Шляхова, старшего вице-президента и генерального менеджера «Марвела», прозрачность сулит ряд преимуществ: «Как только мы предъявляем отчетность, то становимся более понятными и привлекательными для кредиторов — банков и поставщиков, а также для страховщиков, с которыми работают производители, страхуя риски в России. Для партнеров мы являемся гарантом правильности импорта товаров в страну с точки зрения уплаты всех налогов и НДС. Что касается конкурентов, то далеко не у всех из них выстроена настолько простая и прозрачная схема работы».
Он объяснил, что отчасти рост дохода связан с формированием пула новых вендоров и клиентов: «Мы много внимания уделяли подписанию контрактов с новыми производителями и развитию партнерской сети, которая увеличилась на 9%».
Но главное — это восстановление ИТ-рынка. Согласно агрегированной оценке аналитиков компании с учетом мнения вендоров и аналитических агентств, для российской ИТ-отрасли прошлый год оказался лучше предыдущих: если перед этим три года подряд наблюдались то спад, то стагнация, то в
Поскольку «Марвел» работает как на потребительском, так и на корпоративном рынке, то может судить о ситуации об отрасли в целом. «Мы думаем, что в
По оценке «Марвела», первое место по объему продаж занял сегмент смартфонов — 6,5 млрд. долл., с темпом роста 9% в штуках и 37% в долларах. Но подъем произошел и по другим направлениям, и в большинстве товарных групп падение сменилось ростом. Например, сегмент ноутбуков вырос (впервые за последние четыре года) на 2 и 19% соответственно, а его объем достиг 1,4 млрд. долл. Михаил Фечин, директор департамента стратегического развития «Марвела», связывает это с возобновлением обновления корпоративного парка, отложенного из-за кризиса, а также со сменой поколения графических карт, которая стимулирует спрос со стороны геймеров.
На корпоративном рынке минувший год также оказался более успешным, чем
Однако есть товарные группы, продажи которых продолжают снижаться. Это относится к планшетам, спад продаж которых составил 20% в штуках и 6% в долларах, и фототехнике (32 и 7%, соответственно). Но, по словам Михаила Фечина, хотя спрос на планшеты сокращается третий год подряд (отчасти из-за увеличения диагонали смартфонов), это направление остается значимым сегментом. Рынок фототехники падает уже десять лет, так как фотоаппарат становится инструментом профессионала.
Продолжается падение и в области десктопов, хотя геймерский сегмент остается стабильным. Кроме того, спрос на графические карты подстегивают майнеры криптовалют.
Оживление ИТ-рынка положительно отразилось на результатах «Марвела». Так, продажи выросли в каждом из двух направлений деятельности компании: в ритейловом на 10%, а в проектном — на 26% (в долларах).
В ритейле главным двигателем остаются мобильные устройства, на которые приходится половина оборота. Здесь рост составил 13%. А вот продажи ноутбуков сократились, несмотря на возобновление роста этого сегмента. «Это результат нашей сознательной политики. Решили не гнаться за планом по оборотам, так как этот сегмент является низкомаржинальным, а пошли по пути оздоровления финансовых результатов в целом. В итоге смогли улучшить такие показатели, как оборачиваемость склада, вложение собственных средств и др., и при этом не потеряли ни одного контракта», — объяснил Константин Шляхов.
В проектном бизнесе самым динамичным оказалось направление, связанное с продвижением продуктов Oracle (включая облачные сервисы), которое выросло на 43%, т. е. больше серверного и сетевого направлений (14 и 36% соответственно). Вице-президент «Марвела» по проектной дистрибуции Сергей Лапко объяснил это востребованностью данных сервисов в облачных ЦОДах: «Практически все продукты Оracle могут поставляться в рамках облачных подписок, нет никаких ограничений. На текущий момент программа Оracle для партнеров и дистрибьюторов является наиболее удачной с точки зрения распространения продуктов, так как подразумевает продажу услуги по методологии, близкой к продвижению товаров».
Рассматривая перспективы в сфере облаков, Сергей Лапко отметил, что «Марвел» заинтересован в том, чтобы выступать в качестве навигатора облачных услуг. Но здесь есть проблемы. Рынок еще молодой, каждый производитель играет по своим правилам и видит по-своему роль дистрибьютора. Это затрудняет реализацию проектов с несколькими участниками, поскольку самая сложная часть процесса — соблюдение условий выполнения контракта и учет потребляемых ресурсов.
По словам Сергея Лапко, поскольку пока нет универсальной модели, способной сделать облачную услугу удобной и доступной для большого числа партнеров, многие производители применяют модель, которая пришла с потребительского рынка, и используют прямую цепочку продаж либо непосредственно конечному пользователю, либо системному интегратору.
Тем не менее «Марвел» активно занимается электронными проектами и планирует подключить к ним облачные сервисы. Так, в
Как отметил Сергей Лапко, на базе этих проектов может быть создан инструментарий, который позволит интегрировать различные сервисы и даст возможность партнерам без лишних проблем предлагать наряду с традиционными продуктами облачные услуги и при этом четко позиционировать производителей.
В текущем году «Марвел» собирается продолжить развитие наиболее перспективных направлений. «В ритейле мы по-прежнему будем ориентироваться на самый крупный рынок — мобильных технологий. Важными также остаются игровой сегмент и персональное аудио. Кроме того, мы все внимательнее смотрим на Интернет вещей, но пока это направление является чем-то вроде стартапа», — сказал вице-президент компании по ритейл-дистрибуции Антон Черепахин, а Михаил Фечин добавил, что еще одним интересным направлением является автотранспорт, и обещал появление конкретных анонсов уже в этом году.
Идет работа и по расширению количества вендоров за счет привлечения крупнейших игроков, в числе которых Константин Шляхов упомянул Microsoft и VMware: «Мы являемся официальным дистрибьютором Microsoft в Казахстане и странах Средней Азии, хотели бы им стать и в России, движемся в этом направлении и надеемся, что рано или поздно этого добьемся». Аналогичная ситуация складывается и с VMware. Контракт в этой компанией подписан для Казахстана и Средней Азии, идет работа по заключению контракта и для России, хотя, как заметил Константин Шляхов, желания «Марвела» не всегда могут совпадать с планами вендора.
В прогнозах на текущий год «Марвел» придерживается осторожной позиции. По словам Константина Шляхова, план не предусматривает особого роста, потому что непонятно, каким будет курса рубля, и трудно прогнозировать динамику рынка. «Мы полагаем, что ситуация останется примерно на уровне