Бизнес-аналитика сегодня — один из наиболее активных сегментов рынка ИТ. Появление в этом названии слова «бизнес» связано скорее с историей возникновения термина, а не с сутью используемых здесь технологий, которые все шире применяются в управлении государством. Как следует из опроса, недавно проведенного Gartner и охватившего 461 руководителя ИТ-служб государственных организаций из разных стран мира, BI и аналитика являются одним из главных технологических приоритетов: таковым их признали 18% опрошенных (чуть больше, 19%, высказались в пользу облачных сервисов/решений). По мнению вице-президента Gartner по исследованиям Рика Ховарда, выстраивание инфраструктуры аналитики данных играет фундаментальную роль в повышении эффективности госпрограмм и сервисов для населения. О возрастающей роли аналитики свидетельствует и регулярно проводимые Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации конкурсы по выявлению лучших информационно-аналитических инструментов, применяемых в госсекторе. О роли информационно-аналитических систем в госуправлении мы беседуем с директором компании «Терн» Екатериной Лозовой.
Каковы новые вызовы для ИТ, связанные с выполнением государственных программ по построению цифровой экономики и цифровой трансформации? Какие задачи придется решать при создании информационно-аналитических систем для государственного управления и бизнеса?
Если проанализировать процессы информатизации в нашей стране за последние два десятка лет и сопоставить текущее состояние экономики и всей нашей жизни с тем, что было когда-то, можно уверенно констатировать, что совершен колоссальный прорыв. Замечательно, что активную роль в этом всегда играло государство. Сейчас продолжается накопление и объединение самой разной информации: о людях, предприятиях, процессах и т. д. И это стимулирует использование всевозможных инструментов для ее анализа с целью повышения эффективности управления и принятия оптимальных решений. Все уже осознали, что без цифровизации жизнь современной страны сегодня просто невозможна. Цифровая трансформация идет постоянно, и более того, она носит не линейный, а взрывной, экспоненциальный характер. Мы иногда не осознаем этого, поскольку сами являемся участниками процесса и меняемся вместе с ним. Следует отдавать себе отчет, что столь бурное развитие в обозримой перспективе принесет не только положительные результаты, но и породит новые вызовы. Эксперты прогнозируют, что в случае быстрого перехода от ручного труда к массовой автоматизации производственных процессов тысячам людей придётся искать новую работу или даже менять профессию, что влечёт за собой определённые социальные риски. От того, как быстро люди смогут приспособиться к новым реалиям, будет зависеть их благополучие — и как следствие благополучие страны. Прогноз о том, что 10% населения сможет обеспечить всех остальных продуктами и услугами, уже не кажется неосуществимым, но в таком случае какова будет роль оставшихся 90%?
Уже сегодня нужно думать, чему учить подрастающее поколение, каким ценностям отдавать приоритеты, какие рабочие места создавать, как менять структуру экономики. Следует также адекватно оценивать растущие экологические проблемы. И все это невозможно делать без применения современных средств анализа данных, позволяющих прогнозировать и планировать развитие страны на годы вперёд.
Привлекается ли к выполнению подобных проектов компания «Терн»?
Мы как компания, работающая в этом сегменте, по сути участвуем в создании гигантской информационной системы, охватывающей все сферы жизни страны и государственного управления. Многие ее аспекты у всех на виду: автоматизация налоговой службы, создание многофункциональных центров для населения, видеофиксация событий в интересах правоохранительных органов. Думаю, довольно скоро во всей стране будет реализовано единое информационное пространство, охватывающее данные из множества источников.
Наш
Мы участвуем в проектах по обеспечению безопасности определенных объектов и сфер жизни нашей страны, например в создании системы «Безопасность. Аналитический монитор» для федеральных органов госуправления. Здесь тоже применяются современные модели, адекватность которых проверяется и подтверждается реальной жизнью. На самом деле создание подобных систем — это не проект в классическом понимании, который имеет начало и конец. Информационно-аналитическая система постоянно развивается, поскольку со временем меняется сам объект анализа и возникают все новые задачи. Ее эксплуатация всегда сопровождается разработкой дополнительной функциональности и требует постоянного развития.
Да и сама разработка такой системы — это не разовый акт, а последовательное выполнение и сдача отдельных фаз проекта с корректировкой заданий на последующих этапах. Сегодня такая методология известна под именем Agile, но мы применяем ее довольно давно.
Но в госсекторе существует определенный порядок выполнения проектов, предполагающий наличие четкого техзадания, бюджета, сроков и т. д. Возможно ли здесь применение Agile?
Не в чистом виде, но возможно. Ведь в рамках Agile проект состоит из множества микроэтапов, которые могут длиться всего пару недель. По завершении такого этапа проводится оценка его результатов, и с их учетом корректируется содержание следующих этапов. При таком подходе разумнее всего осуществлять оплату по затратам времени на выполнение каждого этапа. При этом суммарные затраты не должны выходить за рамки утвержденного бюджета. Разумеется, здесь есть определенные риски, а потому крайне важно, кто участвует в проекте со стороны заказчика. И даже при наличии квалифицированной проектной группы возможны ситуации, когда, если пользоваться научным языком, достигается отрицательный результат. Скажем, имеющихся данных недостаточно для точного прогнозирования или применяемая математическая модель не отражает реальность в полной мере. Но, так же как и в науке, отрицательный результат нередко позволяет отсекать неудачные решения и более осознанно выбирать направления дальнейшего развития информационной системы. Соглашусь, что подобный подход может создавать проблемы в плане отчетности как у госзаказчиков, так и у исполнителей, а потому для его успешной реализации необходимы определенные изменения в правовом поле.
Есть ли своя специфика у информационно-аналитических инструментов, применяемых в бизнесе и в госсекторе?
На мой взгляд, системы бизнес-анализа достаточно универсальны, чтобы применяться в обеих сферах. Гораздо больше всё зависит от того аналитика, который работает с подобными инструментами, от его квалификации, от понимания тонкостей решаемых задач, от знания особенностей деятельности соответствующего государственного органа. Нет специфики ни в объеме, ни в спектре исследуемых наборов данных. И там и там стоят задачи сбора разнородных данных, их валидации и верификации, приведения к единым форматам. Мы этим постоянно занимаемся в своих проектах как в госсекторе, так и на коммерческих предприятиях. Однако надо помнить, что важен не процесс, а результат. Исходные данные идеального качества вовсе не являются обязательным условием успешного применения прогнозной аналитики. Даже если данные будут содержать неточности, прогнозная модель, которая сама по себе имеет вероятностный характер, способна давать достаточно верные предсказания. Хотела бы подчеркнуть, что мы в своих проектах не просто реализуем анализ данных, которые представляет заказчик, но обеспечиваем также сбор дополнительных данных из самых разных источников, как бесплатных, так и с платным доступом, если они необходимы для решения стоящих перед заказчиком задач.
ПОДГОТОВЛЕНО PCWEEK EXPERT