Мало-помалу блокчейн из специализированной технологии для биткоина и других криптовалют превратилась в технологическую глыбу, сравнимую по масштабу со становлением Интернета; несметное количество компаний на волне популярности блокчейн ринулись ее покорять, ожидая, что она поможет им охватить новые рынки сбыта или сократить расходы. Несмотря на то, что блокчейн, казалось бы, сулит очевидные выгоды, на ее счёт имеются некоторые предубеждения и ошибочное понимание сути технологии. Об этом на портале InformationWeek рассуждает консультант по вопросам безопасности TK Data Sec Ральф Ткачук.
Он полагает, что в итоге многие компании — независимо от того, разрабатывают ли они собственные пользовательские блокчейн или применяют смарт-контракты на базе криптовалют типа Ethereum или Qtum — не получают выгод от внедрения блокчейн. Более того, бум блокчейн стал всё больше напоминать бум доткомов, когда компании, не имеющие никакого отношения к онлайн-миру, создавали веб-сайты. Нужно понимать, что внедрение новейшей технологии в существующие процессы представляет немалые сложности. И они связаны не только с расходами на эксперименты, некоторые владельцы бизнеса вообще готовы поставить на карту всё, лишь бы не упустить уходящий блокчейн-поезд.
Чтобы не повторять чужих ошибок, требуется тщательно фильтровать возникающие бизнес-идеи на предмет того, можно ли в них внедрить блокчейн. Для этого Ткачук советует руководствоваться логикой, которая кроется в нижеследующих вопросах.
Требуется ли вашей бизнес-идее интеграция с блокчейн?
Наиболее вероятными кандидатами для переплетения с технологией являются идеи, которые без неё не работают. Воздействие блокчейн — когда применение не очевидно — может усложнить бизнес-процессы или бросить предприятие под откос в принципе. Такая история приключилась с компанией Long Island Iced Tea Corp (занималась производством прохладительных напитков), решившей в прошлом году сменить узнаваемое имя на Long Blockchain, заодно сменив и направление деятельности — майнинг криптовалют и создание решений на базе блокчейн. Новые инициативы не принесли ей успеха — она получила уведомление об исключении из котировок акций Nasdaq.
Эксперименты крупной розничной сети Walmart больше напоминают историю успеха. Вендор разработал и реализовал блокчейн-решение для цепочки поставок мясных продуктов. Оно помогает Walmart сократить время для решения возникающих логистических проблем с дней до нескольких секунд.
Внедрение блокчейн подразумевает владение базовыми знаниями технологии и проведение подробных экспериментов с целью изучить её воздействие на бизнес: одним компаниям блокчейн может помочь создать более децентрализованную бизнес-модель, особенно если они связаны обязательствами с сетью посредников, другим — может и не принести выгод.
Какие средства блокчейн вашей компании лучше всего подходят?
Слегка углубившись в изучение технологии, можно узнать о нескольких наиболее популярных схемах её применения, более же глубокий анализ рынка откроет существование смарт-контрактов на базе Ethereum — они позволяют отдельным лицам или компаниям автоматизировать свои бизнес-процессы. Учитывая, что по своей природе они транзакционные, Ethereum может служить зеркальным отображением эмиссии данных пользователей в сети. Любые транзакции могут фиксироваться на заранее предписанных условиях в автоматическом режиме. Такая схема может идеально вписаться в работу банка, который выдает заемщику кредит в криптовалюте или когда осуществляются другие виды платежей.
У криптовалюты Ethereum, испытывающей в последнее время проблемы технического характера, есть быстро набирающий обороты конкурент — Qtum. Это китайская гибридная платформа, соединяющая существующие блок-цепи с виртуальной машиной, подобной Ethereum. Эта платформа считается более надежной, чем Ethereum, и позволяет разработчикам создавать приложения и смарт-контракты на текущей ревизии той же блокчейн, которую применяет биткоин. Выбор Qtum — довольно рискованная затея, но в его пользу говорит то, что его используют для своих проектов множество амбициозных предприятий и стартапов, например Starbucks.
У блокчейн множество применений, и одно из них — завлечение пользователей и стимулирование спроса. Так, разработчик популярного приложения для мобильных чатов недавно объявил о выпуске токенов KIN, которыми можно обзавестись, выполняя разнообразные действия в соцсетях, создавая контент и т. п. Токены можно обменять на бонусы. Таким образом, разработчик выстраивает экосистему, заинтересовывая клиентов прохождением различных квестов и вознаграждая за их выполнение.
Какие у блокчейн имеются недостатки?
Не нужно связывать с блокчейн завышенные ожидания, советует Ткачук. «Это не волшебная пуля, и даже когда все настроено и запущено, работа выполнена лишь наполовину. Блокчейн — это узлы, участвующие в обработке данных, здесь требуется большое количество пользователей. Технология не заработает без надежного сообщества заинтересованных сторон по каждому виду транзакций», — сказал он. Взять хотя бы Basic Attention Token (BAT) — это токен на базе Ethereum, который можно использовать, чтобы получить доступ к различным рекламным сервисам и сервисам для привлечения внимания на платформе Brave — новой цифровой рекламной блокчейн-системе.
BAT основан на цепочке Ethereum и вычисляет так называемое «внимание пользователя» — значение токена равно некоторому количественному представлению объявлений, показанных пользователям браузера Brave. Экосистема будет включать издателей, потребителей и рекламодателей. Рекламодатель будет покупать токены BAT, чтобы обменять их на внимание пользователей и платить издателям. Издатели будут получать платежи в BAT, а затем обменивать их на фиатные деньги. Однако эта модель окажется успешной только в том случае, если идея будет принята большим количеством пользователями. Без пользователей, которые ради участия в экосистеме откажутся использовать самые популярные браузеры в пользу Brave, эта яркая идея может и не взлететь.
Потребуется ли вашей компании ICO?
Может ли быть реализована замечательная идея, если она не будет подкреплена способом монетизации? Ответ: может, но обычно об этих идеях уже никто и не вспомнит, поэтому так или иначе придется обратиться к добыче капитала. В разрезе блокчейн это означает первичное размещение монет (Initial coin offering, ICO). ICO — это криптовалютный краудфандинг, то есть сбор денежных средств для чего-то на стороне. Между IPO, первичным размещением акций, и ICO есть много общего. Основное отличие в том, что инвесторы в IPO приобретают ценные бумаги (акции) за фиатную валюту, а в случае ICO в качестве акций выступают внутренняя валюта проекта или токен. Главная задача инициаторов криптовалютного краудфандинга — продать как можно большее количество токенов. Вернее, продать достаточное количество монет для развития своего проекта. Их реальная стоимость остается неопределенной до момента выхода проекта на биржу.
Кроме создания надежного сервиса или платформы инициатор ICO несет дополнительную ответственность перед кредиторами, которых обычно интересует только одно — цена токена, поэтому эмитенту вместо фокусировании на бизнес-цели приходится следить за ценовыми колебаниями своей валюты. Но есть множество компаний, которые затеяли ICO целенаправленно. Одной из них является успешная в финансовом плане Telegram. Вначале она повысила баланс посредством IPO, а затем провела ICO, решив таким образом обеспечить себе выход на рынок блокчейн-решений за счёт привлеченных средств.
Как вы рассчитываете привлечь в свой блокчейн-проект участников?
Способов привлечения на самом деле не так мало. Одним из них является создание смарт-контрактов. Они являются центральной частью большинства решений на блокчейн, позволяя формировать экосистему, в которой могут участвовать все заинтересованные стороны. Смарт-контракты дают возможность безопасно обмениваться деньгами, акциями, собственностью и другими активами. Софт следит за выполнением обязательств обеих сторон, прописанных в контракте, а также автоматически взимает штрафы за нарушение или невыполнение условий сделки. Блокчейн позволяет осуществлять транзакции без привлечения банков и посредников.
Еще один пример — Microsoft. Компания разработала виртуальную песочницу для разработчиков своей облачной службы Azure — в ней они могут писать и тестировать распределенные приложения. Microsoft рассчитывает, что эта упрощенная платформа станет испытательным полигоном для более широкого внедрения блокчейн. Но поскольку это молодая технология, бизнес все еще проводит расчеты для создания оптимальной схемы взаимодействия сторон в распределенных проектах.
Хорошим примером такой схемы можно назвать Sia. Проект надеется стать самым большим децентрализованным хранилищем для различного рода информации — фильмов, музыки и фотографий. Смысл идеи довольно прост: владельцы ПК, задействованные в системе, предоставляют свободное место на жестком диске в аренду другим пользователям-держателям криптомонеты SiaCoin. При помощи этих криптомонет заключаются двусторонние контракты на хранение информации, выплачиваются награды и накладываются штрафные санкции. Так как общее количество пользователей, задействованных в работе сервиса, непрерывно растёт, то и спрос на внутреннюю валюту постепенно увеличивается, что благоприятно отражается на курсе SiaCoin.
Сможет ли повлиять на ваш проект волатильность рынка криптовалют?
Здесь все будет зависеть от того, привязана ли платформа к стоимости токена — даже если это просто магнит для пользователей, волатильность рынка криптовалюты серьезно затруднит операции. Например, к снижению стоимости валюты может привести блокировка платежей, что отразится на депозитах добропорядочных распорядителях средств. Пагубное воздействие на котировку токенов также могут оказать чрезмерная сложность транзакций и стоимость ее обслуживания.
Старший экономист ING Теунис Брозенс подсчитал, что биткоин является самой «дорогой» из ныне существующих криптовалют в части затрат электроэнергии на ее обслуживание. По оценкам эксперта, для проведения всего одной транзакции нужно затратить порядка 200 кВтч энергии — большинству домохозяйств этого объема хватает на целый месяц. Для сравнения, Ethereum требует около 37 кВтч, тогда как Visa достаточно 0,01 кВтч. Именно сложность транзакций стала причиной того, что такие платформы, как Steam и Stripe перестали принимать биткоин.
Рассчитайте для вашего блокчейн-проекта риски, связанные с надзором регуляторных органов
Рынок криптовалют появился с целью избавиться от посредников типа финансовых организаций, банков и тем более не привлекать регуляторов, но рыночные реалии оказались таковы, что этого не удалось избежать, ведь криптовалюты противопоставляют себя самой сути любого государства — его способности эмитировать деньги, которые создают основу его благополучия. Неудивительно, что регуляторы не оставляют без внимания криптомайнеров, эмитентов и биржи.
Впрочем, в данное время в их действиях отсутствует единый подход к блокировке той или иной криптовалюты, это скорее избирательные процедуры, но не исключено, что предприятие, которое поставило себя в полную зависимость от биткоина, рано или поздно столкнется с чрезвычайной ситуацией вплоть до того, что связанные с криптовалютой операции могут на какое-то время запретить. Понятно, что это может оказать разрушающее воздействие на бизнес.
Ткачук рекомендует внимательно следить за законодательством, чтобы вовремя принять меры. Чтобы понять серьезность ситуации, можно вспомнить одну из последних инициатив регуляторов. Недавно Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) опубликовала заявление, в котором указана её позиция по регулированию виртуальных активов, в том числе процедуры ICO. SEC считает, что токены, которые генерируются в большинстве ICO, следует приравнять к ценными бумагами наравне с акциями при традиционном IPO.
Тем не менее компаниям, которые для продвижения своих продуктов (а не ICO) применяют блокчейн, пока что нечего опасаться. К тому же к блокчейн прицениваются по-настоящему крупные компании и не только из мира ИТ. В этом случае примером может послужить Volkswagen, который заключил соглашение с блокчейн-проектом в области Интернета вещей IotA. Технологию последнего он планирует использовать для улучшения функций автономного вождения.
Стоит ли награда риска?
Внедрение технологии распределенных реестров в ткань предприятия или создание проекта с нуля — это дорогостоящие мероприятия. Экономически более выгодно приступить к разработке платформы смарт-контрактов, но даже она не очень дешевая. Разумеется, все зависит от целей организации, но если затраты на привлечение сторонних разработчиков или сверхурочные выплаты собственным программистам и другим задействованным сотрудникам слишком высоки или имеются риски другого плана, лучше повременить с разработкой.
Примечательно, что когда-то риски не остановили IBM, которая в начале этого десятилетия никак не могла нащупать новую дорогу, запутавшись в ворохе организационных проблем. Но вендор не оставил без внимания растущий сектор блокчейн и выпустил инструмент «блокчейн как сервис» (Blockchain-as-a-Service, BaaS), который позволяет бизнесу упростить внедрение блокчейн благодаря размещению проектов на платформе IBM и передаче провайдеру всей черновой работы по их настройке.
BaaS — это по сути тот же PaaS, но применительно к блокчейн, и IBM к данной услуге добавляет в качестве бонусов множество своих облачных сервисов уровня предприятия. Этот рынок столь привлекателен, что даже Amazon пытается вступить в борьбу — компания совместно с Digital Currency Group предложила песочницу для отладки сервиса BaaS на базе AWS. Собственные облачные сервисы на основе блокчейн для предприятий имеются и у Oracle, они позволяют компаниям более гибко управлять своими ИТ-системами в разных географических точках и находить новые возможности получения дохода.
Дайте блокчейн шанс
Как и все новое, неизведанное, блокчейн может оказаться в руках неопытных пользователей ящиком Пандоры, но тот, кто подойдет к вопросу с пониманием, может получить ощутимые выгоды. Пока что блокчейн не перерос уровень идеи, и те компании, которые сумеют ею воспользоваться, могут занять в своих отраслях лидерские позиции. За примерами далеко ходить не нужно, достаточно вспомнить, насколько оторвалась от своих конкурентов Amazom, придумавшая и реализовавшая идею о глобальных облачных сервисах.
Ткачук советует не бросаться в крайности и вводить блокчейн в ткань предприятия разумными порциями, потому что избыточные амбиции поставили крест не на одном начинании, однако это не останавливает массу компаний и стартапов, понимающих, что блокчейн — это одна из наиболее значимых технологий современности и поэтому с ней стоит попытать удачи.