Мало у кого остаются сомнения, что в ближайшие годы цифровая трансформация станет главной составляющей деятельности руководителей крупнейших мировых компаний. Эксперты единодушны: в основу цифровых предприятий будут положены такие технологии, как облака, мобильные сервисы, аналитика больших данных и соцсети. Но за фасадом этих изменений остается не менее важная деталь, которую часто упускают из вида — сетевая инфраструктура и коммуникации предприятия, которые, собственно, и обеспечивают его работу. Портал TechTarget приводит экспертные мнения руководителей компаний и аналитиков в области сетевых технологий, которые делятся опытом внедрения цифровых практик и модернизации сетей.

В качестве эталонной модели реализации цифровых преобразований портал приводит пример Apple. Несмотря на то, что в конце 1990-х эта компьютерная компания обладала узнаваемым брендом, она выглядела реликтом из прошедшей эпохи, предлагая предсказуемые продукты. Однако в 1997 г. после возвращения Стива Джобса была запущена рекламная кампания под названием «Думай иначе». Она действовала до 2002 г., то есть ещё год после выхода одного из ключевых продуктов Apple — iPod, и вернула потребителям уверенность в том, что они имеют дело с брендом, который реагирует на их потребности. Это был не первый случай в истории вендора, когда ему удалось встряхнуть рынок. В 1983 г. Apple представила свой первый персональный компьютер Macintosh, сопроводив его выход рекламной кампанией «Суперкубок». Удачно срежиссированный ролик во многом изменил представление людей о компьютерной технике.

Многие компании также хотят сегодня революционизировать свой бизнес за счет цифрового сдвига. Разумеется, проложенный Apple и ей подобными путь является каноническим, и повторить его удастся не многим, но, как считают ИТ-специалисты, если компании хотят развивать и повышать ценность своего бизнеса — им так или иначе придется приступить к собственным сценариям цифрового развертывания. Согласно данным опроса Nemertes Research, опубликованного в 2017 г., к таковым приступило 75% из числа опрошенных компаний. Но назвать переход на цифровые рельсы повально успешным будет слишком оптимистичным. Исследовательская компания Ovum (подразделение британской Informa PLC) провела опрос директоров компаний и выявила, что результатами своих цифровых преобразований удовлетворено только 8% из них.

Корпоративные и информационные сети — одна из неотъемлемых частей процесса трансформации, организация просто не может в него включиться без привлечения сетевых технологий. Трансформация сама по себе является зеркальным отражением постоянных изменений, которые, как правило, выливаются во внедрение в ткань предприятия большего количества технологий и практик, оказывая тем самым возрастающее давление на сетевые коммуникации и сотрудников, которым для удовлетворения нужд компании приходится повышать квалификацию и адаптировать эти технологии.

ИТ-директор и главный аналитик Nemertes Джон Берк сказал, что из-за этого компаниям приходится прибегать к изменениям в организации сетей. Одним из таких случаев является применение в компании разработки в виде agile branching. Эта практика программирования подразумевает написание кода в параллельных версиях программ или объектах (гибкое ветвление) с последующим сохранением копий с изменениями. Внедряя такую модель разработки, компании потребуется прибегнуть к автоматизации сети и средствам автоматической настройки параметров (Zero Touch Provisioning, ZTP). Ещё больше внимания администраторам придется уделить приложениям, работающим на устройствах IoT, где интенсивность трафика и его структура на порядки сложнее, чем передача данных между сетью и настольными/мобильными приложениями.

Вдобавок к наращиванию сетевых мощностей следует создать эффективные процессы для обеспечения безопасности и мониторинга данных, которые поступают из Интернета в ЦОДы. Это лишь несколько задач, которые возложены на сети, но даже они помогают понять, что правильная организация сети занимает едва ли не центральное место на предприятии, сказал Берк. Его точку зрения поддерживают и другие аналитики, специализирующиеся на изучении сетевого рынка. Вице-президент Forrester Research Майк Гуальтьери говорит, что переосмысление работы сетей является ключевым элементом цифровой трансформации. «Для удовлетворения потребностей клиентов важна скорость реагирования. Многие компании ищут пути для этого, создавая в режиме реального времени гиперперсонализированный пользовательский опыт. Обеспечить эту точечную взаимосвязь с клиентом может сеть с низкими задержками. Воспринимайте сеть как необходимость», — сказал он.

В понимании президента и генерального директора компании Revation Systems Перри Прайса цифровое преобразование означает предоставление связующих цифровых сервисов по защищенным сетям. Что касается клиентов его компании, то, как он считает, оно позволит им более глубоко взглянуть на поведение трафика и ознакомиться с целями компании. Revation Systems выпускает решения для унифицированных коммуникаций и совместной работы для государственных учреждений, банков и госпиталей. В ее арсенал цифровизации входят такие инструменты, как чат, электронная почта, средства удаленного доступа, программа для демонстрации рабочего стола участникам онлайн-мероприятий, а также программа для проведения видеоконференций на базе фирменной облачной платформы с использованием ПО для трассировки производства фирмы 128 Technology (управляет «сессиями» или группами данных внутри сети).

Он также коснулся темы взаимодействия со своими клиентами, говоря, что все они находятся на разных этапах цифровизации. Например, банки и финансовые организации уже несколько лет применяют для обмена информацией совместимые платформы, в то время как медучреждения не могут этим похвастаться, ведя учет медицинских карт клиентов на проприетарных системах, которые к тому же не предусматривают доступа больных к своим данным. Но медучреждения выигрывают в другом — они уже давно применяют софт для совместной работы, консультируя пациентов через видеочат, тогда как банки до этого «еще не доросли». Прайс говорит, что его компания «уже подбирает ключи к банкам», но это непросто сделать, поскольку они слишком избирательны и выбирают программы и оборудование, руководствуясь требованиями регуляторов и строгими правилами защиты банковской тайны.

Понимание основополагающих принципов цифровой трансформации и управления изменениями

Наибольших успехов в цифровой трансформации достигли компании, которые управляют данными в режиме реального времени и применяют ее для достижения плановых показателей, говорится в отчете Nemertes Research. По мнению президента и основателя Nemertes Робин Герейс, начинать процесс преобразования нужно только в случае, если компания имеет представление о том, что это такое и какие цели она преследует. Принято считать, что цифровизация является комплексной технологией, которая включает в себя передовые платформы Интернета вещей, боты, наделенные ИИ для общения с людьми или реагирования на возникающие в сетях проблемы, и другие человеко-машинные интерфейсы. Однако прежде, чем внедрять эти продвинутые приложения, под них нужно подвести основание.

Nemertes разработала критерии, которые на основании примеров помогают сориентироваться в выборе стратегий цифровой трансформации. Вкратце их суть сводится к следующему: в плане успешных цифровых преобразований приоритет должен отдаваться интеграции таких базовых технологий, как безопасность, облачные платформы и приложения для совместной работы. Герейс советует не спешить с преобразованием, говоря, что такая интеграция в среднем занимает от одного до двух лет, и лишь затем, когда уже установлен фундамент, компания может приступить к постройке «цифрового моста».

Nemertes изучила вопрос, что двигает компаниями, желающими освоить цифровой рынок. В качестве основных целей большинство опрошенных компаний обозначили рост доходов и сокращение издержек, еще одна часть пожелала принять цифровой вызов, чтобы улучшить качество обслуживания клиентов и стать конкурентоспособнее. Исследователи также привели состав эталонной команды, которой поручено заняться составлением плана трансформации и его реализацией. Ее численность обычно составляет от 8 до 20 человек; в нее входят члены руководства, менеджеры по вопросам ИТ и безопасности, а также бизнес-партнеры. Команде выделяется отдельный бюджет.

Данные и управление ими — основа цифровой трансформации

Директор Deloitte Анна Вьячек критикует представление подавляющего числа компаний цифровой трансформации как некоего набора технологий, который является ее основой. «Суть цифровой трансформации заключается не только в инструментах и технологиях, она лежит в плоскости стратегического мышления. Изменения происходят именно там», — сказала она. Deloitte помогает своим клиентам внедрять цифровую трансформацию, используя сочетание консалтинговых услуг и инструментов аналитики.

По словам Вьячек, в процессе преобразований компаниям следует опираться на потребности клиентов, причем аналитика — это центральное звено в понимании их желаний. Что касается собственного опыта Deloitte, то она применяет аналитическую ИИ-платформу Moogsoft, которая использует алгоритмы машинного обучения для корреляции событий, автоматизации рабочего процесса и оперативного оповещения сетевых администраторов о нестандартном поведении сети. На стороне клиентов эта ИИ-платформа поспособствовала сокращению времени на диагностику и решение системных проблем.

Цифровая трансформация требует изменения мышления

Как уже говорилось, технологии — это только часть преобразований, которые требуются предприятию для игры на цифровом поле. Не менее значимая часть — это сдвиг в мышлении, требующийся в первую очередь сетевым администраторам. Им предстоит переосмыслить свои знания, обучаясь всему новому, что предлагает рынок сетевых технологий, сказал Берк. «Администраторам понадобятся навыки управления централизованными политиками доступа, навыки программирования, ориентирование в программно-определяемых сетях», — сказал он. Помимо этого им было бы неплохо поработать над манерой общения и поведения, что очень важно для любого коллектива. «Сетевые инженеры должны обладать навыками общения на бизнес-уровне. Это требуется для налаживания отношений с пользователями и дальнейшего понимания их потребностей», — сказал Берк.

Цифровая трансформация — это новый метод ведения бизнеса и взаимодействия с клиентами. Благодаря компетенциям сетевых администраторов сеть занимает в этой иерархии далеко не последнее место — на нее возложены функции по обеспечению защиты приложений, их бесперебойная работа; сеть является передовой для внедрения новых технологий и от того, как она настроена и работает, зависит и успех цифровых преобразований.