Вице-президент трастовой компании EscrowTech Джордж Сэгестьюм на портале Techopedia рассказал о том, что такое «эфемерные» вычисления и о новинке SaaS-рынка — системах автомасштабирования, которые снижают издержки провайдеров на поддержку сетевой инфраструктуры за счет оптимального выделения серверных мощностей клиентам.

SaaS («ПО как сервис») — это одна из нескольких бизнес-моделей облачного компьютинга, которая обретает все большую популярность. Ее востребованность объясняется тем, что клиенты облачных провайдеров получают доступ к ПО по мере необходимости. Модель подписки в этом случае варьируется от контрактов с фиксированными условиями доступа до «плавающей» модели ценообразования. В отличие от когда-то популярной розничной модели продаж коробочного софта, когда клиент покупал полный комплект опций той или иной программы даже если она требовалась ему для решения разовых задач или на короткий промежуток времени, при подключении к облаку он волен выбирать лишь те опции, которые ему необходимы в данный момент времени.

SaaS пользуется спросом у бизнес-пользователей — за счет применения облачного хостинга можно значительно сократить накладные расходы на закупку серверного и сетевого оборудования, издержки на его техобслуживание, а также затраты на лицензирование онпремис-софта. Но это не все выгоды, которые предлагает предприятиям SaaS-модель. Среди прочих: прозрачная схема внесения авансовых платежей за пользование подпиской; доступность софта в любое время и в любом месте, самые «свежие» версии программ, не требующие усилий по его установке или обновлению; отсутствие привязки лицензии к конкретному устройству; автоматическое пролонгирование услуг и безопасность облачного хостинга.

Однако, несмотря на предлагаемые моделью SaaS преимущества, у нее имеются слабости. Одной из них является необходимость мгновенного масштабирования — оно требуется SaaS-провайдерам для предотвращения простоев и гибкого управления подписками без ущерба производительности на стороне клиента. Сервис по определению должен быть масштабируемым, но в некоторых случаях его эффективность сомнительна, что вызвано эффектом «эфемерных» вычислений.

«Эфемерный» компьютинг

Под «эфемерными» вычислениями подразумеваются избыточные компьютерные ресурсы (оперативная и физическая память, процессорные мощности), которые превышают фактические потребности клиентов и ведут к удорожанию инфраструктуры SaaS-провайдера. К примеру, в выходные дни у многих провайдеров загрузка снижается, и чтобы сократить затраты на обслуживание инфраструктуры они отключают часть физических серверов. Учитывая, что провайдерам очень сложно спрогнозировать необходимый вычислительный ресурс, который может резко изменяться от ситуации к ситуации, многие из них все чаще прибегают к ручному отключению серверов.

Предполагается, что задействование систем автомасштабирования (или автоматического сжатия) и связанных вычислительных служб упредит выделение избыточных ресурсов или — если того требует ситуация — компенсирует их недостаток, способствуя решению проблем с масштабируемостью SaaS.

SaaS и автомасштабирование

Как уже говорилось, одной из самых больших проблем, стоящих перед провайдерами (и, нужно заметить, клиентами, которые зависят от качества предоставляемых им услуг), является невозможность точного прогнозирования спроса на ПО в определенные промежутки времени. Эту задачу несколько облегчает сбор статистики подключений по месячным контрактам или анализ тенденций, но он все же не учитывает влияние других немаловажных факторов — оттока клиентов у провайдеров, у которых отсутствуют штрафы за преждевременное расторжение договоров, или резкого притока новых пользователей «из-за моды» на облака.

Провайдер SaaS пострадает в любом из этих случаев: массового уход клиентов выльется в переизбыток вычислительных ресурсов, тогда как непрогнозируемый приток может обрушить его серверы. Для предотвращения подобных сценариев лучше всего применять автомасштабирование — такие системы с привлечением инструментов мониторинга типа Telegraf, Prometheus или Grafana следят за пользовательскими окружениями (наборами SaaS-приложений) в режиме реального времени, добавляя или удаляя ресурсы без вмешательства администратора сетей. Чтобы минимизировать затраты на поддержку инфраструктуры, система распределяет ресурсы (в большинстве случаев это серверы) с учетом динамики нагрузок за прошедшие месяцы.

Таким образом, системы автомасштабирования способствуют достижению оптимальной производительности, повышают удобство работы клиентов и их лояльность бренду, а также помогают SaaS-провайдеру найти золотую середину между расходами и стоимостью своих услуг. Автомасштабирование — одна из новых SaaS-функций, требуемых бизнесу «реального времени»: компаниям, которые для обслуживания клиентов применяют автоматизированные чаты или круглосуточную техподдержку в соцсетях.

Как подключить автомасштабирование?

Прежде всего нужно заключить с провайдером договор по условному депонированию (эскроу) ПО. Участниками договора являются три стороны: облачный провайдер (эскроу-агент), депонент (клиент) и бенефициар (или поручитель). По условиям такого договора исходный код программы и документация клиента передаются на хранение уполномоченной стороне и при возникновении достаточных оснований (банкротство или отказ SaaS-провайдера выполнять условия договора по обслуживанию и техподдержке) он может получить в свое распоряжение облачные инстансы (окружения) вместе со своими данными. Подключение системы автомасштабирования должно идти отдельным пунктом в договоре: в нем приводится название облачного приложения, параметры конфигурации, ключи доступа и диаграммы инфраструктуры с подробным описанием схемы развертывания в облаке.

Концепция автомасштабирования не нова и применяется не только в SaaS. Например, некоторые производители бытовой техники встраивают в свои приборы таймеры, которые подключают прибор к электросетям в непиковые периоды загрузки, когда операторы продают электроэнергию по льготным тарифам. Известно, что несколько крупных розничных сетей воспользовались автомасштабированием, чтобы спроектировать возможные нагрузки на свои сервисы в периоды повышенной покупательской активности, к примеру, во время распродаж или сезонных скидок. Очевидно, что автомасштабирование принесет SaaS то, чего ей недоставало — предсказуемость. Определяя необходимые для обслуживания окружений клиентов ресурсы, SaaS-провайдер тем самым сможет предотвратить простой серверов, повысить качество обслуживания клиентов, сэкономить деньги и получить новые возможности для развития.