Оплата облачных сервисов отнимает у организаций большие куски ИТ-бюджетов, но значительная часть этих денег на практике расходуется вхолостую. Портал TechTarget рекомендует облачным администраторам пересмотреть свое отношение к финансам и использовать инструменты управления, помогающие избежать ненужных затрат.
Предприятия продолжают расширять свое использование инфраструктуры в форме сервиса в публичных облаках. Опрос «ИТ-приоритеты 2018», проведенный TechTarget, показал, что 54% организаций, увеличивающих в 2018 г. свои ИТ-бюджеты, сообщили, что хотят повысить затраты на облачные сервисы. Однако, как отмечает аналитик IDC Стивен Элиот, многие организации испытывают трудности с учетом расходов на облачные вычисления и не умеют оценивать истинную стоимость новых облачных проектов. По его словам, анализ показывает, что все больше компаний затрудняется правильно прогнозировать облачные затраты и в результате тратят больше, чем вначале ожидается.
Часть непредвиденных крупных затрат нередко связана с использованием теневых ИТ и неспособностью компаний требовать от пользователей ответственности за то, как они эксплуатируют облако. Подключаться к облачным сервисам легче, чем покупать и развертывать аппаратуру, и это осложняет прогнозирование и контроль облачных затрат и превращает облачную бухгалтерию в большую проблему. В итоге некоторым компаниям приходится платить за облако непомерные счета, не зная, на что идут эти деньги.
«Первый год наши расходы на AWS оставались сравнительно низкими. Но потом они вдруг начали ежемесячно удваиваться, — рассказал Билл Галиксен, ИТ-директор компании Qcentive (Бостон), работающей с медицинскими учреждениями. — Для стартапа слишком накладно тратить на AWS
Хотя услуги AWS позволяют Qcentive не тратиться на покупки оборудования, компания по недосмотру оплачивала гораздо больший объем облачной инфраструктуры, чем ей было нужно. Например, среду разработку желательно запускать, только когда ее реально используют разработчики. Но, отметил Галиксен, хотя выключить неиспользуемые ВМ легко, не очень просто снова включить их в работу, когда они снова требуются. В конечном счете Qcentive подобрала сторонний инструмент управления затратами ParkMyCloud, помогающий планировать и автоматизировать выключение и запуск облачных ВМ.
Среди пользователей облаков пример Qcentive не единичен. Как отмечает Брайан Кирш, ИТ-архитектор и преподаватель Технического колледжа Милуоки, с финансовым учетом облачных вычислений мучаются многие организации. «Я слушал ужасные истории про тысячи долларов за ВМ, которые ничего не делают, но не выключаются», — говорит он.
В облачных средах проблема заброшенных ВМ не нова. ИТ-администраторам знаком термин ВМ-зомби, которым называют виртуальную машину, исчерпавшую предписанные ей задачи, но продолжающую работать и поглощать серверные ресурсы. «Во внутреннем дате-центре это раньше ничего не стоило. И вы начинаете ощущать разницу, только получив счет за первый месяц облачного обслуживания, — говорит Кирш. — В облачных вычислениях такие ошибки обходятся гораздо дороже. Они выражаются в реальных суммах, которые могут быстро расти».
С ростом облачных затрат все больше организаций выбирают средства управления сторонних вендоров, помогающие решению этих проблем. Так, 43% участников опроса TechTarget сообщили, что на этот год у них есть планы инвестиций в инструменты облачного управления. ПО таких вендоров, как RightScale, Scalr, CloudCheckr, Morpheus и CloudBolt, может помогать пользователям находить ненужные экземпляры облачных ВМ и рационально задействовать то, что реально требуется. Однако, как отмечает Галиксен, для успешного перехода на облако также важно, чтобы ИТ-профессионалы переосмыслили то, как они выделяют облачные ресурсы и управляют их работой: «Реальность заключается в том, что люди, которые практически всю жизнь работали с физической инфраструктурой, теперь должны начинать мыслить в терминах облака».
ИТ-администраторам надо не только по-иному решать вопросы о выделении облачных ресурсов, но и приобретать финансовые навыки управления бюджетом. «Мы все хорошо считаем, когда думаем о личных расходах, однако ресурсы компании нам всегда кажутся неограниченными, — говорит Кирш. — Пора эту ментальность менять и включать в работу внутреннего бухгалтера».