В преддверии очередной Всероссийской переписи населения, которая запланирована на 2020 г., в октябре нынешнего года в отдельных муниципальных образованиях Кабардино-Балкарии, Саха (Якутии), Красноярского и Камчатского краев, Новгородской, Иркутской, Сахалинской областей а также Москвы и Санкт-Петербурга будет проведена пробная перепись. Подобные мероприятия проводятся регулярно начиная с
Как рассказал руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов, пробная перепись пройдет в два этапа с 1 по 31 октября. В первые десять дней любой житель России, имеющий учетную запись на сервисе госуслуг, сможет самостоятельно заполнить переписной лист. А сделавшие это жители перечисленных выше пилотных регионов получат уникальный код подтверждения, который поможет им упростить общение с переписчиком, который придет к ним в последующие дни для традиционного опроса с заполнением бумажной анкеты. Помимо проверки корректности сведений, предоставленных респондентами в электронном виде, поквартирный обход позволит опробовать мобильные устройства с соответствующим приложением, которыми будет оснащен переписной персонал в отдельных районах. Как и прежде, можно будет пройти перепись и на специально организованных стационарных участках. Всего пробная перепись охватит 550 тыс. человек, что вдвое больше, чем было на предыдущих подобных мероприятиях.
По оценкам Минкомсвязи, озвученным заместителем директора ее департамента координации информатизации Яковом Тебеньковым, сегодня учетные записи на портале госуслуг имеют более 50 млн. человек, или 70% взрослого населения России. Но как заявил Александр Суринов, в Росстате полагают, что онлайновое участие в переписи даже 10% респондентов было бы хорошим результатом. Организаторы надеются, что включение в пробную перепись разных по удаленности, размерам и доступности Интернета населенных пунктов позволит дать разумные рекомендации, которые будут учтены в готовящемся постановлении правительства по переписи 2020 г. и позволят оптимизировать соответствующие бюджетные расходы. Планируется также проверить, в какой степени совпадают результаты онлайнового и личного опросов одних и тех же людей, готовы ли технические средства портала госуслуг к росту нагрузки.
Отдельная важная тема, которая также будет исследована в ходе пробной переписи, — возможность использования для автоматического заполнения отдельных полей анкеты информации из уже существующих в разных государственных ведомствах административных источников. По словам начальника управления статистики населения и здравоохранения Росстата Светланы Никитиной, из нынешней версии переписного листа (еще не окончательной) был исключен ряд вопросов, ответы на которые есть в административных источниках, таких как ЗАГСы или Пенсионный фонд. С другой стороны, есть целый ряд вопросов, связанных, скажем, с реальными семейным положением, национальной принадлежностью, иммиграционным статусом, ответы на которые принципиально отсутствуют в административных источниках и могут быть получены лишь в ходе персонального опроса (очного либо онлайнового).
Но даже в тех случаях, когда административные источники содержат необходимые сведения, их использование бывает затруднено. Как рассказала директор Центра обработки социально-экономической информации Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Елена Нечаева, источники разных ведомств зачастую не согласованы и не синхронизированы, да и доступ к ним бывает ограничен. Возможно, ситуация улучшится с появлением в нашей стране единого реестра населения, но его создание запланировано только на 2025 г. В то же время ряд стран, уже обладающих подобными реестрами, либо отказались от традиционной переписи (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция) либо сочетают ее с информацией из реестра (Испания, Латвия, Люксембург). Иногда при этом глобальная перепись заменяется дополнительными ограниченными опросами в сочетании с данными из реестра. К преимуществам подобных методик относят оптимизацию затрат и получение более актуальной информации о населении.
Как мне кажется, существенной цифровой трансформацией переписи был бы перевод ее из категории разовых проектов, имеющих начало и конец и запечатлевающих раз в десять лет «мгновенный снимок» народонаселения, в категорию процессов, ведущихся каждодневно и дающих актуальную информацию на текущий момент времени. Первым шагом в этом направлении станет использование постоянно обновляющегося реестра населения. Но как быть с упомянутыми выше сведениями, принципиально отсутствующими в реестре и иных административных источниках? Когда я спросил у Александра Суринова его мнение о возможности заменить отдельные процедуры стандартной переписи регулярным извлечением подобной дополнительной информации из имеющихся в различных учреждениях и компаниях массивов больших данных, глава Росстата отнесся к ней довольно скептически в силу не очень высокой достоверности таких данных и отсутствия их привязки к конкретному человеку (скорее, к его профилю). Тем не менее, как считает Елена Нечаева, уже сегодня анализ больших данных способен давать предупреждающие сигналы в случае расхождения его результатов с данными, полученными в ходе опросов.
Обсуждение столь кардинальных изменений, разумеется, не имеет отношения к очередной переписи 2020 г. Но следующая, как предполагается сегодня, состоится в 2030 г., спустя пять лет после предполагаемого ввода в эксплуатацию единого реестра населения. По нынешним меркам срок настолько большой, что сейчас довольно затруднительно представить, какие еще замечательные цифровые трансформации ожидают нас за это время и как они повлияют на методику проведения переписи.