Автоматизация все чаще применяется для улучшения эффективности бизнес-процессов и узкоспециализированных задач, но в скором времени появится ее новая разновидность — интеллектуальная автоматизация (ИА), которая во многом повлияет на методы ведения бизнеса во всех сферах экономики. В отличие от традиционной автоматизации, которая действует без привлечения искусственного интеллекта (ИИ), технология ИА сможет автоматизировать намного больше типовых задач на всех уровнях организации.
Как отмечает портал InformationWeek, средства автоматизации уже доказали свою эффективность на практике, хорошо справляясь с однотипными, повторяющимися рабочими операциями. Машины могут выполнять их быстрее и действовать точнее человека, причем работают они круглосуточно, не зная усталости и не отвлекаясь на что-то постороннее. Но автоматизация в сочетании с ИИ — это нечто большее, чем просто автоматизация, поскольку ИА-системы могут принимать решения.
И если некоторое время назад промышленные системы автоматизации (роботы, автоматизированные сборочные линии) начали постепенно заменять заводских рабочих, то ИА-системы могут потеснить не только узкопрофильных специалистов (например, сборщиков), но и высококвалифицированных специалистов — инженеров, проектировщиков, наладчиков автоматизированных систем управления.
Интеллектуальная автоматизация повлияет на всех
Нелинейное воздействие ИА должно стать сигналом для всех, начиная с менеджеров высшего звена и заканчивая обычными сотрудниками, и вот почему. Если бы влияние ИА было линейным, то тогда задачи, требующие минимума знаний и исполнительского мастерства, были бы автоматизированы в первую очередь, а задачи, требующие высокой квалификации, — в последнюю, и тогда бизнес-лидеры могли бы соответствующим образом спланировать свои действия.
Однако ИА будет влиять на бизнес нелинейно. К примеру, поставщик ИИ-платформы для ведения контрактов LawGeex при участии профессоров юридической школы Университета Дьюка, Стэнфордского университета и независимого поверенного провел эксперимент на предмет того, кто быстрее и точнее справиться с проверкой контрактов — юристы или ИИ.
В эксперименте участвовало 20 юристов. В среднем на проверку пяти соглашений о неразглашении (non-disclosure agreements, NDA), которые содержали 30 неточностей, каждому из них потребовалось 92 минуты. Точность проверки составила 85%. ИИ управился с той же задачей за 26 секунд, при этом его точность была на уровне 94%.
Аналогичные результаты были достигнуты в ходе эксперимента, проведенного исследователями Калифорнийского университета в Сан-Франциско (UCSF). Выяснилось, что ИИ гораздо лучше распознает результаты морфологических и функциональных изменений сердца, чем специалисты в области ультразвуковой диагностики.
Пока что ИА существует лишь в проекции и CEO не обязаны рассматривать ее всерьез, но Джек Ма, миллиардер и основатель гиганта е-коммерции Alibaba, считает, что игнорировать эту технологию — легкомысленно: «ИИ быстрее всех считает, лучше запоминает и он хладнокровен».
Что нужно знать об ИА руководителям
ИА не пройдет мимо большинства из нас, она затронет всех и каждого, прямо или опосредованно. От того, насколько руководитель автоматизирует бизнес-процессы, зависит судьба его компании. ИА можно рассматривать в рамках тактики и стратегии. Как правило, в первом случае ее используют в качестве средства для сокращения определенного числа рабочих мест. Стратегический подход открывает более широкую картину применения ИА.
Он учитывает конкурентный эффект, экономические последствия разделения труда с ИИ и оказываемое им влияние на персонал (например, переназначения, новые вакансии или штатные должности, учет дублируемых ИИ операций, повышение квалификации). Важно, чтобы стратегия внедрения ИА была осмысленной, ее не нужно воспринимать как самоцель, но и не стоит затягивать. Об этом свидетельствует недавний отчет McKinsey. В нем говорится, что на сегодня может быть автоматизировано 30% задач, выполняемых шестью должностными лицами из десяти.
По мере развития технологий появится больше возможностей для автоматизации рабочих процессов, поэтому руководителям стоит учитывать воздействие ИА в перспективе. Для этого лучше воспользоваться цепочкой рассуждений. Если бы сегодня можно было бы автоматизировать 30% операций каждой штатной единицы вашей компании, то какие именно вы бы выбрали? Если эти задачи автоматизировать прямо сейчас, то как бы это повлияло на структуру вашей организации, ее операции и ценностные предложения? Затронет ли внедрение ИА повседневные задачи и если да, то как это отразится на работе внутренних отделов организации?
Если бы вы приняли решение о незамедлительном развертывании ИА-платформы, вы бы смогли перестроить свой стиль управления? Чего вы ожидаете от сотрудников после вступления изменений? Вынашиваете ли вы идею переобучения своих сотрудников, которым по мере того, как их задачи будут автоматизироваться, потребуется взять на себя новые обязанности? Разумеется, бизнес-лидерам некогда задавать себе вопросы типа «а что будет, если», но ситуация такова, что вскоре на эти вопросы нужно будет иметь уже готовые ответы. Весь выбор сводится к двум вариантам: или вы следите за развитием ИА, проецируете влияние технологии на свою компанию и приспосабливаетесь к ней, или же игнорируете ее и затем будете вынуждены действовать по факту и без подготовки.
Что нужно знать об ИА менеджерам
Если бизнес-лидеры обрисовывают будущее ИА в общих чертах, то в задачу менеджеров среднего звена входит проработка всех второстепенных аспектов перехода. Но для начала им нужно озаботиться проблемами сотрудников, поскольку многие из них опасаются автоматизации из боязни потерять работу, тогда как другие воспринимают ИА с энтузиазмом, полагая, что человеко-машинное партнерство улучшит бизнес-потенциал компании.
Менеджерам также нужно попытаться смоделировать ситуацию с ИА, задав себе несколько вопросов. Как автоматизация повлияет на отдельные команды и как это отразится на разделении труда? Какие обязанности «созрели» для автоматизации и какими должностными обязанностями наделить тех членов команды, которые передали часть своих полномочий ИИ? Скорее всего, привлечение ИИ станет причиной появления новых должностей — какими они будут? Какие усилия нужно приложить членам отдельных групп, чтобы добиться успеха на новом поприще?
Вероятно, большинство менеджеров еще не задавалось подобными вопросами, поскольку многие воспринимают ИА как нечто из области теории, но это восприятие ошибочно, о чем свидетельствует быстрое распространение голосовых ассистентов. Лишь вчера они начали появляться в смартфонах, а теперь это целый рынок — их встраивают в колонки, терминалы, автомобили. Менеджеры просто обязаны проработать различные сценарии внедрения ИА, выработать рекомендации и поделиться ими с руководством.
Что нужно знать об ИА сотрудникам
Так или иначе, но ИА затронет всех, начиная от младшего персонала и заканчивая руководителями высшего звена. И простым служащим перед приходом ИА также целесообразно ответить на некоторые вопросы, самый важный из них будет таким: какую часть вашей работы можно автоматизировать? Это, как правило, все те же рутинные, повторяющиеся действия, от которых хочется избавиться. Одно из них — распознавание образов.
Если ваши должностные обязанности предусматривают проверку контрактов и эта функция будет автоматизирована, как ее можно будет улучшить? Как показал эксперимент LawGeex, ИИ очень точен, но он не идеален. Не нужно поддаваться страху, что автоматика отберет у вас хлеб. Взгляните на вещи трезво: если вы больше не будете делать работу А, то подумайте о плане Б. Какой может быть ваша должность и связанные с ней полномочия? Продумав эти моменты, вы окажетесь в выигрышном положении, будучи лучше подготовленным к обсуждению своего будущего с начальством.
ИА приобретает очертания
История подсказывает, что новые технологии не появляются в один момент, им предшествует «раскачка» — шум в прессе, обсуждения в кулуарах, что, в принципе, уже начинает происходить с ИА. И поскольку последствия, к которым она приведет, еще не совсем ясны, бизнес-лидерам, менеджерам и профессионалам нужно сплотить усилия, пытаясь установить «коридор возможностей» ИА: ее влияние на бизнес, организационную структуру компаний и карьеры сотрудников. Важно понимать, что ИА не имеет смысла игнорировать, поскольку это не кратковременный тренд, к ней лучше подготовиться загодя.